Киселёв Николай Сергеевич

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

<Биографический словарь «Тула баянная»

Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка тульских авторов для баяна и аккордеона...
Нотная галерея...
Тула баянная: Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоальбом...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Мини-словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Из истории конкурса имени Н.И.Белобородова...
Конкурсы: Итоги...
Биография Александра Белоусова...
Александр Белоусов: Фотоальбом...
Публикации Александра Белоусова...
Играют ученики Александра Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов ...
Каталог сайтов...
Белые каталоги сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Чудеса Православия...
Теория Большого взрыва: мифы и реальность...



Киселёв Николай Сергеевич


1848, Тула – 4 марта 1919, там же.
Гармонный мастер, фабрикант.

Отец Николая – Сергей Кузьмич Киселёв (1824 – 1860) – трудился в кузнечном цехе Тульского оружейного завода. Когда сыну исполнилось двенадцать лет, отец устроил его на работу в ложевой цех этого же завода. Через несколько лет сюда же пришёл и младший брат Николая – Василий Киселёв. В это время в Туле происходил бурный рост гармонного производства, которое стало вторым по значимости, уступая лишь оружейному. В свободное от основной работы время Николай с братом начали подрабатывать изготовлением гармоней на дому. Впоследствии этот процесс настолько увлёк мастеров, что они стали уделять ему всё своё время.

Отличительной чертой музыкальных инструментов, изготовленных Киселевыми – было высокое качество. Именно на это обратил внимание гармонный мастер и владелец известного московского магазина музыкальных инструментов (магазин на Тверской) Пётр Павлович Ватутин, который в 1886 заключил с братьями долгосрочный договор на поставку продукции. Братья Киселёвы получили от сделки значительную сумму денег, которую они вложили в расширение своего производства. Некоторые детали для музыкальных инструментов предприимчивые мастера стали заказывать другим кустарям, что привело к увеличению количества выпускаемой продукции. В 1890 году братья построили отдельный дом, где организовали фабрику по производству гармоний, которая вскоре стала одной из самых известных и крупнейших не только в Туле, но и в России.

П.П. Ватутин, хорошо знавший лучших российских гармонистов того времени, принимал их заказы, а Николай и Василий изготовляли для музыкантов инструменты самого высокого качества. В 1900 году Ватутин вывел продукцию Киселёвых на международную арену. Их фабрика успешно участвовала в Международной выставке в Париже.

Популярность фабрики продолжала возрастать. На ней работали лучшие мастера того времени: Николай Грязнов, Дмитрий Грязнов, Алексей Пастухов, Дмитрий Лялин, Александр Горбунов, Николай Бадейщиков, Дмитрий Кузьмин, Николай Гнидин и другие. Помимо сборочных цехов, на фабрике были построены двухэтажные здания складов сырья и готовой продукции, а также – свой собственный магазин. Кроме П.П. Ватутина, продукция тульской гармонной фабрики братьев Киселёвых поставлялась в магазины других известных предпринимателей: в Москву в магазины Чебукова, Русанова, Иерусалимова; в Саратов – Дикнеру; в Казань – Половникову; в Ереван – Попову; в Нахичевань – Вакову; а также на склады Цимммермана и склады Мюра и Мерилиза, откуда тульские гармони отправлялись по городам России и за рубеж.

К 1910 году фабрика «Братья Киселевы» достигла наибольшего расцвета. На многих выставках продукция фабрики награждалась медалями: в 1897 году – Серебряной, в 1900 – Бронзовой, в 1900 – Большой Серебряной, в 1902 – Серебряной, в 1909 – Бронзовой. В начале XX века фабрика занимала лидирующее положение в производстве гармоний и баянов в России, конкурируя и на мировом рынке.

Первоначально Киселёвы выпускали двухрядные и трёхрядные гармони, в конструкцию которых мастера постоянно вносили разные усовершенствования. Эта конструкция гармони получили название «венка». Отличное знание гармонного дела и продуманная организация производственного процесса позволяла Николаю и Василию запускать в массовое производство всё новые и новые конструкции язычковых клавишно-пневматических музыкальных инструментов.

В 1897 году талантливый тульский мастер и гармонист-исполнитель Чулков Павел Леонтьевич на Тульской кустарно-промышленной выставке продемонстрировал изготовленную им гармонику принципиально новой конструкции, в которой трёхрядному хроматическому расположению клавиш в правой клавиатуре соответствовал полный хроматический набор басо-аккордового аккомпанемента в левой. Уже с 1904 года фабрика «Братья Киселёвы» приступила к серийному выпуску аналогичных хроматических гармоник (сначала без доминантсептаккордов в левой клавиатуре, а затем и с доминантсептаккордами). Позже расширился диапазон правой клавиатуры. Это была модель так называемой «московской системы», долгое время остававшаяся в нашей стране основной конструкцией баяна массового потребления. Расположение трёх рядов клавиш правой клавиатуры в ней стало аналогичным общепринятому в настоящее время расположению. Впоследствии за гармониками этой конструкции закрепилось название «баян».

С 1905 года фабрика «Братья Киселёвы» освоила изготовление трёхрядной хроматической гармоники «левая по правой», конструкция которой включала наличие двух аналогичных по звучанию клавиатур. Позже подобная разновидность левой клавиатуры получила название «выборной». Гармоники этой конструкции выпускались в комплекте со специальным инструментом, который именовался «ножными басами» или «ногофоном». Один из первых комплектов таких музыкальных инструментов был изготовлен для сына П.П. Ватутина – баяниста Фирса Павловича Ватутина (1881 – 1928, Москва). Другой комплект получил сын Николая Сергеевича – Африкан Николаевич Киселёв (1889 – 1910).

Африкан с раннего детства обнаружил незаурядные музыкальные способности в игре на гармониках по слуху. Когда фабрика изготовила выборный баян и ножные басы, юноша быстро освоил их и стал выступать перед публикой, демонстрируя новые возможности музыкальных инструментов. У него был практически неограниченный репертуар, он мог исполнять любое знакомое ему произведение без подготовки, при этом свободно импровизируя. Молодой музыкант начал получать всеобщее признание, но его успех внезапно оборвался. Увидев свою невесту, гуляющую вместе с другим, Африкан выпил уксусной эссенции и через полгода тяжелых мучений скончался.

Фабрика «Братья Киселёвы» в 1918 году была национализирована и закрыта, а ее владельцы с семьями оказались на улице. Их приютили знакомые. Весной 1919 года Николай Сергеевич был дважды подвергнут нападению и избит как «классовый враг», вскоре после этого он умер от кровоизлияния.

Деятельность семьи Киселёвых и особенно последние годы их жизни неохотно освещались в публикациях советского периода. Поэтому о создателях крупнейшей в царской России гармонной фабрики известно очень мало. Их именам даже не нашлось места ни в одном из томов трёхтомного «Тульского биографического словаря». А между тем, начав в двенадцатилетнем возрасте свою трудовую деятельность простыми подмастерьями, благодаря своему трудолюбию и любви к делу Николай Сергеевич и Василий Сергеевич Киселёвы не только создали лучшую в России гармонную фабрику, но и оказали заметное влиянии на развитие отечественных гармоней и баянов. В том числе и их стараниями тульская гармонь стала одним из брендов города-героя Тулы.

Вечная память Рабу Божьему Николаю.

Вывод из всего изложенного делает заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, автор многих книг по истории баяна и аккордеона, профессор Альфред Мартинович Мирек:

«Вместе с тем следует отметить, что в целом с конца 20-х годов количество и особенно качество инструментов стало резко снижаться. Главной причиной явилось повсеместное гонение на кустарную промышленность и кустарей, в частности и на гармонных мастеров. Повальная конфискация производственных инструментов, приспособлений, сырья и заготовок, а во многих случаях и аресты самих мастеров, продолжавшиеся многие годы, привели, в конечном счете, к тотальному истреблению большого числа лучших мастеров России, Украины, Белоруссии и других регионов (К. Мищенко, В. Киселёв, Г. Чулков, П. Стерлигов, П. Панов, Разины и мн. другие)» /4, стр. 175/.


Литература о Николае Киселёве

1. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
2. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М., 2006;
3. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967;
4. Мирек А.М. Киселёвы (Бр. Киселёвы) – Николай Сергеевич // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 534 с.
5. Савко И.Л., Маршавина М.В. Гармонных дел мастера. Киселёвы // Газета «Играем с начала. Da capo al fine» № 4. – М., апрель 2011. – С. 14.


 

 


© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 13.02.2012. Последнее обновление 27.04.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна.

Альтернативная психология, семиотика, лингвистика Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru