Бондарева Л.А. Из истории конкурса имени Н.И. Белобородова
Бондарева Л.А. История Международного
конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н.И
Белобородова // Звучи, гармонь, во все века! Сборник
статей о Н.И. Белобородове и конкурсе его имени. – Тула,
2000. – С. 73 – 97)
Статья публикуется со следующими изменениями: результаты всех
состоявшихся конкурсов размещены на отдельных страницах.
При перепечатке статьи целиком или её фрагментов ссылка на
первоисточник или данную страницу сайта обязательна.
На фото автор статьи – директор ГОУДПО ТО
«Учебно-методический центр по образованию и повышению
квалификации работников культуры и искусства» Бондарева Людмила
Алексеевна – один из главных организаторов V, VI, VII, VIII и IX
Международных конкурсов юных исполнителей на баяне и аккордеоне
имени Н.И. Белобородова.Тула, 8 декабря 2010 года.
У истоков конкурса
У конкурса
имени Николая Ивановича
Белобородова своя предыстория. Идея организации конкурса
имени Н.И. Белобородова зародилась в 1986 году. Тогда на III
Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах,
учреждённом Министерством культуры и Союзом композиторов РСФСР,
Тула собрала лучших музыкантов, среди которых были талантливые
исполнители-лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов,
известные композиторы, преподаватели ведущих вузов страны, видные
артисты. Около 500 участников из 42 городов республики приняло участие
в этом крупном музыкальном состязании.
В состав жюри вошли: С.М. Колобков – ректор Государственного
музыкально-педагогического института им. Гнесиных, заслуженный
деятель искусств РСФСР, главный дирижер и художественный
руководитель оркестра русских народных инструментов Центрального
телевидения и Всесоюзного радио, народный артист РСФСР Н.Н. Некрасов,
народные артисты РСФСР П.И. Нечипоренко и В.Н. Городовская, главный
дирижер и художественный руководитель русского народного оркестра
им. Н. Осипова, народный артист РСФСР Н.Н. Калинин, выдающийся
исполнитель и композитор В. Гридин, другие музыканты, чьи имена
широко известны и у пас в стране, и за рубежом. Конкурс проходил с
28 января по 16 февраля и стал значительным событием в культурной
жизни не только Тулы, но и всей страны.
В последний день конкурса состоялась конференция – событие
важное не только для прошедшего конкурса, но и для музыкального
искусства в целом. Искусство исполнительства на народных
инструментах, его место и значение в ряду других видов искусства,
проблемы его развития и популяризации, значение народной музыки
в воспитании национального самосознания молодежи – вот о чём
шла речь на научно-практической конференции, проходившей в зале
Тульского музыкального училища имени А.С. Даргомыжского.
Анализируя программы конкурсных выступлений, члены жюри –
художественный руководитель и главный дирижер русского народного
оркестра «Боян», народный артист РСФСР А.И. Полетаев, проректор
Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
В.П. Ломако высказали обеспокоенность по поводу однообразия
репертуара, чрезмерного увлечения переложениями произведений
классиков, что не способствует полному раскрытию индивидуальности
народного инструмента. Отмечалось недостаточное внимание
исполнителей к использованию хороших обработок истинно русских
народных мелодий.
Ход конкурса регулярно освещался на страницах тульской прессы.
Интересные для музыканта-профессионала материалы опубликованы в
газете «Молодой коммунар» от 20 февраля 1986 г. в статье «Растаял звук
последнего аккорда». Автор другой статьи в газете «Коммунар»
от 19 февраля 1986 г. «Музыка – их жизнь» – преподаватель Тульского
музыкального училища им. А.С. Даргомыжского А.С. Викторова
отмечает яркие достижения исполнительских школ Москвы, Ленинграда,
Воронежа, Уфы, Горького. В то же время с сожалением констатирует,
что Тульская
область недостаточно была представлена на столь крупном
музыкальном соревновании: «Ну, а где же туляки, почему в их руках не
звучат гармонь, баян, домра?.. Где наши таланты? А ведь были они,
когда создал знаменитый наш земляк Н.И. Белобородов свою уникальную
хроматическую гармонику. Кроме того, был и оркестр, хотя большинство
его участников не знали нотной грамоты... Стоит задуматься над всем этим
и филармонии, и училищу. Пора приняться за возрождение былой
музыкальной славы земли Тульской, как до сих пор славятся тульские
баянные мастера... Оценивая итоги конкурса, и делая выводы для себя,
тульским музыкантам надо повести обо всем услышанном дальнейший
серьезный разговор».
Тогда и зародилась у туляков мысль о проведении в городе Туле, на родине
создателя хроматической гармоники, творческого состязания юных
исполнителей на баяне, аккордеоне от 9 до 16 лет, чтобы предоставить им
возможность проявить свой талант, а также приобщить юных музыкантов
к народной музыке. В 1990 г. по инициативе управления культуры
Тулоблисполкома (Л.Д. Ковырзёнкова), при организационном участии
областного методического кабинета по учебным заведениям культуры
и искусства (В.А.
Зюкин) и Тульского музыкального училища им. А.С.
Даргомыжского (Г.Д. Гладнева) было принято решение о проведении в
марте 1991 года I открытого конкурса юных исполнителей на баяне,
аккордеоне имени Н.И. Белобородова.
Впервые на родине Н.И. Белобородова
I конкурс
юных исполнителей на баяне, аккордеоне имени Н.И. Белобородова
состоялся 18 – 22 марта 1991 г. В нем приняло участие 87 конкурсантов
из 26 городов.
18 марта 1991 г. в зале Тульского музыкального училища имени
А.С. Даргомыжского открыл первые страницы музыкальной истории
конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне, получивший имя
своего знаменитого земляка, изобретателя хроматической гармоники
Н.И. Белобородова. Возглавил жюри I конкурса профессор Российской
Академии музыки им. Гнесиных Борис Михайлович Егоров. В качестве
членов жюри на конкурс были приглашены также и наши земляки В.А. Соловьев
– профессор, заведующий кафедрой народных инструментов
Петрозаводской консерватории, а также И.Г. Пуриц – солист Москонцерта. В
числе спонсоров конкурса были Тульское производственное
объединение «Мелодия» и Тульское отделение Российского фонда
культуры. Они вручили лауреатам гармонь, учредили лучшему
исполнителю стипендию.
I конкурс имел статус областного открытого и поэтому Тульская область
была представлена наиболее значительно среди других участников.
Честь туляков защищали 38 учащихся из 14 учебных заведений области.
Активное участие в конкурсе приняли юные музыканты из Москвы,
Владимира, Воронежа, Нижнего Новгорода. Состязания проходили в
двух возрастных группах – средней и старшей. Очень малочисленной
оказалась средняя группа аккордеонистов – всего 5 участников. На
II тур прошло 11 представителей Тульской области: учащиеся ДМШ
№ 1 и ДЩИ г. Новомосковска, Новомосковского музыкального
училища, ДМШ города Богородицка, а также двое учащихся из ДМШ
№ 5 города Тулы. В числе же победителей оказалось всего два туляка
– Андрей Ашмарин и Александр Щедрин. .Старт в этом музыкальном
состязании оказался для хозяев конкурса, мягко говоря, не совсем удачным.
Предусмотренные программой обязательные пьесы, специально к
конкурсу написанные тульским композитором Владимиром
Фоменко, для многих участников оказались камнем
преткновения. В числе лучших исполнителей обязательных сочинений
жюри были отмечены Андрей Ашмарин и Александр Щедрин из
Новомосковска, а также Александр Петелин из г. Воронежа. Эти
участники стали обладателями призов за лучшее исполнение обязательных
произведений. Кстати, А. Петелин, получивший по сумме двух первых
туров очень высокую оценку жюри – 45,54 балла, стал победителем в
старшей группе.
Прошедший в 1991 г. конкурс имени Н.И. Белобородова стал первой
пробой сил, как для участников, педагогов, так и для организаторов
этого музыкального состязания.
Изменения на карте II конкурса
II конкурс
юных исполнителей на баяне, аккордеоне имени Н.И. Белобородова
состоялся 10 – 15 мая 1993 года. 93 участника из 35 городов приняли
участие в соревновании. Победителями стали 26 участников. Внимательно
посмотрим на список лауреатов II конкурса. Как
изменилась его «карта»! На ней появились новые города, регионы, не
встречавшиеся на I конкурсе. I конкурс имел статус областного
открытого и потому, естественно, на нём в большем количестве
представительствовала Тульская область (38 участников).
Низкие результаты туляков в 1991 г. заставили хозяев конкурса
критически осмыслить сложившуюся ситуацию, более жёстко подойти
к отбору претендентов на участие в следующем музыкальном
состязании, которое было намечено провести в 1993 г. Положительную
роль в этом сыграли отборочные прослушивания, проведенные в
нашей области накануне II конкурса. Честь Тулы в 1993 г. защищали
11 учащихся из музыкальных учебных заведений Тульской области.
Председателем жюри и на этот раз был Б.М. Егоров. В состав
жюри наряду с преподавателями ведущих вузов страны вошли и
преподаватели детских музыкальных школ и музыкальных училищ.
Из Керчи был приглашен Г.Т. Стативкин, преподаватель-методист
ДМШ № 2, автор школы «Начальное обучение на выборно-готовом
баяне». В состав жюри также вошли ведущие преподаватели
Тульского и Новомосковского музыкальных училищ – Е.К. Федоров,
Ю.С. Штыркин, В.И. Чесаков.
В Тульской областной филармонии, где проходили открытие и
закрытие конкурса, производственным объединением «Мелодия»
была устроена выставка перспективных моделей детских баянов.
Не оставили без внимания столь крупное событие в музыкальной и
культурной жизни города средства массовой информации. Ход
конкурса освещался на страницах тульской прессы: статья «Вечные
истины» (газета «Тульские известия» 19.05.93 г.), «Два баяна – и оба
Роману» (газета «Тула Вечерняя» 20.05.93 г.). Методический анализ
конкурса дан в статье Б.М. Егорова «II конкурс юных исполнителей
на баяне и аккордеоне имени Н.И. Белобородова», опубликованной
в информационном бюллетене «Народник» № 3 1993 г. Тульским
телевидением была проведена запись заключительного концерта
Лауреатов конкурса. областным методическим кабинетом по
учебным заведениям культуры и искусства Тульской области также
производилась запись конкурсных прослушиваний на видеокассету.
В настоящее время в «Учебно-методическом Центре по
образованию и повышению квалификации работников культуры и
искусства» Тульской области имеются видеозаписи II, III и IV
конкурсов. По сравнению с I конкурсом значительно расширилась
география II конкурса, на который поступило свыше 100 заявок из
различных регионов не только России, но и Украины, Казахстана.
Многие из конкурсантов уже не в первый раз выступали перед
маститыми музыкантами. Среди них были участники и победители
Международного конкурса в Болгарии. Это Дима Белихов из
Санкт-Петербурга и Кирилл Шваб из Чимкента. Музыкальные
состязания на II конкурсе проводились уже в трех возрастных группах
– младшей, средней и старшей. Председатель жюри Б.М. Егоров
отмечал талантливость и прекрасную подготовку многих участников,
развернулась упорная борьба за призовые места.
Замечательно, что участникам удалось избежать таких
отрицательных сторон, часто возникающих на конкурсах, как
стереотипность трактовок, равнение на сценические эталоны. Свое
мнение по этому поводу высказал Б.М.Егоров в беседе с автором
статьи «Два баяна – и оба Роману» Е. Золотаревой: «Все участники
конкурса нас очень порадовали. Независимо от степени мастерства
(а она высока почти у всех) у каждого исполнителя своя музыкальная
культура, свое музыкальное восприятие, как правило, оригинальное.
И, главное, – свой, неповторимый стиль».
В упорной борьбе 26 юных музыкантов завоевали призовые места,
став лидерами этого творческого соревнования. На II конкурсе Гран-при
был по праву присужден Роману Жбанову из Новосибирска. Поэтому
главный приз – тульский баян объединения «Мелодия» – был вручен
ему. И еще один баян – тоже ему. Всем победителям были вручены
различные призы – самовары, сувениры, книги. Тульское отделение
Российского фонда культуры также подготовило призы для
победителей – филимоновскую игрушку «Баянист», специально
изготовленную мастером А. Гончаровой.
Успешно выступили на II конкурсе представители г. Санкт-Петербурга
– 8 победителей из 16 участников. Хорошие результаты показали
воронежцы – 5 победителей из 9 участников. В числе победителей
конкурса значились имена уже пяти туляков.
Подводя итоги
II конкурса, нельзя не отметить профессиональное
мастерство ряда преподавателей, подготовивших своих учащихся к двум
конкурсам. Латышев Александр Владимирович – преподаватель ДМШ г.
Чимкент. Трое его учащихся участвовали в I и II конкурсах. Шваб Кирилл
и Матросов Александр – победители второго конкурса. Ковальчук А.Н. –
преподаватель ДМШ № 1 г. Новомосковска (Тульская область). Его ученик
Акимов Алексей, принял участие в двух конкурсах, на II конкурсе занял
третье место. Липунов Алексей Алексеевич – преподаватель ДМШ № 2 г.
Тулы. Подготовил к двум конкурсам учащегося Хоменко Максима,
получившего Диплом II степени на втором конкурсе.
Третий конкурс – Международный!
III
Международный конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеон
имени Николая Ивановича Белобородова состоялся 25 – 29 марта
1995 г. В нем приняло участие 68 участников из 28 городов.
III конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н.И.
Белобородова проводился в 1995 г. накануне знаменательной
даты – 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс перешагнул
рубеж России и получил статус Международного. В нем участвовали юные
таланты из Казахстана, Белоруссии, Украины, со всех концов России – с
Урала и Дальнего Востока, из Сибири, Карелии, Дагестана.
Не только участники съехались из дальних краев. В жюри конкурса был
ректор Петрозаводской консерватории В.Л. Калаберда, заслуженный
деятель искусств, заведующий кафедрой народных инструментов
Петрозаводской консерватории, профессор Соловьев В.А.,
преподаватель детской музыкальной школы Болгарского города Чирпан
Веселин Джанкардашлийский – музыкант из Болгарии,
организатор популярного международного конкурса
юниоров-аккордеонистов в г. Чирпане, имеющий большой опыт
проведения юниорских конкурсов (в г. Чирпане их прошло уже 14).
Возглавил жюри профессор Российской академии музыки им. Гнесиных
Б.М. Егоров. Оценивая значение III конкурса в культурной жизни, на
научно-практической конференции Б.М. Егоров отмечал: «Талант –
общее достояние, надо ему помочь развиться. Поэтому конкурс должен
выявить проблемы музыкального образования, дать педагогический и
психологический анализ события».
К началу конкурса было приурочено знаменательное событие в культурной
жизни Тулы – открытие музея
Николая Ивановича Белобородова. В 1995 году белобородовской
хроматической гармонике исполнилось 125 лет. Участникам III конкурса
была предоставлена возможность посетить новый музей и познакомиться с
экспозицией, в которой почетное место заняла хроматическая гармоника. Торжественное
открытие конкурса состоялось 25 марта в Тульской областной филармонии.
С интересной и разнообразной программой, состоящей из прекрасно
инструментованных обработок народных песен, старинных романсов,
вальсов выступил оркестр русских народных инструментов филармонии
под управлением В.Р. Брика. В этот же день начались конкурсные
прослушивания. В напряженную борьбу включилось 68 конкурсантов.
Наибольшее количество участников было в младшей и старшей группах.
Честь Тулы защищали 18 учащихся из 10 учебных заведений области.
Следует отметить, что право на участие в III Международном конкурсе
оспаривали в предварительно проведенном областном конкурсе 42
учащихся. Тщательный отбор претендентов позволил тулякам достойно
выступить на III Международном конкурсе. Семеро стали победителями,
11 учащихся дипломантами и 2 учащихся награждены Почетными грамотами.
Компетентное жюри оценивало и технику исполнения и артистизм.
Была отмечена высокая музыкальная культура выступлений Рустама Черкизова,
Дмитрия Марфина, Игоря Чаусова, Владимира Бердникова – представителей
воронежской школы. Яркое впечатление оставил маленький баянист
Плиговка Владислав из Белоруссии. Абсолютным победителем конкурса
стал Малышев Станислав (г. Волгодонск).
Программа конкурса предусматривала исполнение обязательной пьесы.
Специально к конкурсу был издан сборник обязательных произведений
тульских авторов, включающий 12 произведений для всех возрастных
групп, которые с вдохновением исполняли конкурсанты. Подробный
профессиональный анализ конкурсных выступлений дан в статье
председателя жюри Б.М. Егорова «Юные музыканты», опубликованной
в информационном бюллетене «Народник» № 4, 1995 г.
В заключение отметим, что все участники увезли из Тулы не только
воспоминания о днях напряженной работы, но и подарки. Сделали их
самые разные организации: оргкомитет конкурса, департамент
культуры, комитет по культуре г. Тулы, обком профсоюзов работников
культуры, областной художественный музей и другие. За успехами
ребят следило и Тульское отделение Российского фонда культуры. Фонд
проводит в жизнь программу «Новые имена», суть которой заключается в
поиске и поддержке талантливой молодежи. На II конкурсе члены
правления Тульского отделения назначили стипендию Александру Щедрину
из Новомосковского музыкального училища. Теперь стипендию будет
получатьСергей Гусев из Тулы.
Гран-при уходит в Санкт-Петербург
IV
Международный конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне
имени российского музыкального мастера Н.И. Белобородова проходил
13 – 20 мая 1997 г.
106 участников из 44 городов заявили свои программы на конкурс.
Подготовка к IV Международному конкурсу имени Н.И. Белобородова
началась практически в 1995 году. К началу конкурса было приурочено
открытие мемориальной доски на доме-музее изобретателя хроматической
гармоники и организатора первого в мире оркестра гармонистов.
Торжественное открытие IV Международного конкурса состоялось 13 мая
1997 года в концертном зале АО «Колорит». К юным исполнителям с
пожеланиями творческих успехов обратился директор департамента
культуры администрации Тульской области, заслуженный работник
культуры РФ Г.А. Смирнов. Возглавил жюри конкурса Народный артист
России, профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных
В.А. Семенов.
В творческое соревнование включились участники, которым предстояло
14, 15, 16, 17 мая выдержать конкурсные испытания I тура. В младшей
группе (до 10 лет): баян – 14 участников, аккордеон – 3 участника. В
средней группе (до 12 лет): баян – 16 участников, аккордеон – 12
участников. В старшей группе (до 15 лет): баян – 32 участника,
аккордеон – 13 участников. В юношеской группе (до 17 лет): баян
– 11 участников, аккордеон – 6 участников.
Приведенные выше статистические данные показывают картину
творческого соревнования юных музыкантов, где видно, что
конкурсная ситуация далеко неодинакова в разных возрастных
категориях. Так, например, самая сложная и острая борьба
развернулась среди участников инструмента баян в старшей
возрастной категории (32 конкурсанта!). В этой группе участники,
по мнению жюри, продемонстрировали наиболее высокие
художественные исполнительские достижения и по достоинству
были оценены требовательным жюри. В этой группе был присужден
Гран-при (3 млн. рублей и специальный приз – видеомагнитофон
«Самсунг»); один Диплом I степени, два Диплома II степени, три
Диплома III степени, 4 Диплома и 2 Почетные грамоты.
Достойно представили на конкурсе Тульскую
область 11 юных музыкантов из 7 учебных заведений:
Байбиков Павел – г. Тула, ДМШ № 1. Преп. Гнатюк Н.Н.;
Токаев Михаил – г. Щекино, ДМШ № 1. Преп. Ершов В.Д.;
Крапивенцева Татьяна – г. Тула, школа-лицей искусств № 27. Преп. Гамаюнова С.А.;
Соколов Андрей – г. Тула, школа-лицей искусств № 27. Преп. Белоусов А.В.;
Калистратов Александр – г. Тула, Областная музыкальная школа имени Г.З. Райхеля.
Преп. Прокофьев В.П.;
Воробьев Сергей – г. Тула, ДМШ № 1. Преп. Пантыкин В.В.;
Ефимова Екатерина – г. Тула, Областная музыкальная школа имени Г.З. Райхеля.
Преп. Гнатюк В.Н.; Нефёдов
Алексей – п. Болохово, ДМШ. Преп. Нефёдова Е.Н.;
Черных Владимир – г. Новомосковск, ДМШ № 1. Преп. Красовский A.M.;
Пузакова Ирина – г. Кимовск, ДШИ, подготовительные курсы Новомосковского
музыкального училища. Преподаватели: Пузакова Н.В., Кудрявцев А.С.;
Митин Владимир – г. Тула, ДШИ № 2. Преп. Липунов А.А.
3 учащихся – Соколов
А., Токаев М., Байбиков П. вошли в число победителей
конкурса. Кроме этого, тульская делегация получила 6 дипломов,
а Крапивенцева Т. была награждена Почетной грамотой. Результаты
конкурса заставляют невольно задуматься над вопросом: почему
среди юниоров нет представителей Тульской области? Почему в музыкальных
школах есть хорошие учащиеся младших классов и отсутствуют на конкурсах
хорошие учащиеся старших классов?
С IV конкурса Москва и Московская область увезли 4 награды,
Санкт-Петербург – 3. Делегации Омска и Новосибирска получили по 2 награды.
Если перевести IV Международный конкурс в цифры, то мы получим
следующую картину:
Москва – 8 участников, средний балл – 19,35;
Санкт-Петербург – 6 участников, средний балл – 19,22;
Омск – 3 участника, средний балл – 20,25;
Новосибирск – 2 участника, средний балл – 22,85;
Тульская область – 11 участников, средний балл – 19,69.
Москва и Санкт-Петербург – это крупнейшие культурные центры нашей
страны с высоким уровнем музыкального образования. Поэтому отрадно
отметить, что тульская школа по классу баяна и аккордеона не только не
уступает, но даже в чем-то превосходит исполнительские школы этих
крупных городов.
В числе участников IV Международного конкурса успешно выступили в
юношеской и старшей группах девушки из Китая – Бао Юн Нень и >Лю и Жу,
студентки Российской Академии музыки имени Гнесиных (преп. Семенов В.А.).
Главным же открытием конкурса стало выступление Юрия Медяника (г. Санкт-Петербург),
одержавшего абсолютную победу в финале и получившего Гран-при конкурса.
20 мая 1997 года перед торжественным закрытием конкурса, награждением
победителей и концертом Лауреатов состоялась конференция по итогам
конкурса, на которой были рассмотрены основные проблемы
дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса и
развития исполнительства на баяне и аккордеоне. Затрагивались проблемы
подготовки учащихся в системе непрерывного образования:
школа-училище-вуз. Все выступающие отмечали огромную важность,
значение и высокий уровень организации и проведения IV международного
конкурса.
Лауреаты и конкурсы
Конкурс, как
явление музыкальной жизни, уникален тем, что даёт возможность от конкурса
к конкурсу проследить рост исполнительского мастерства юных музыкантов,
их творческие достижения. Художественные традиции конкурса помогают
творческой молодёжи получить эстетические ориентиры, правильное
направление в дальнейшем совершенствовании своего мастерства.
Познакомимся с творческими биографиями юных конкурсантов.
Николай Юлегин – один из участников первых двух конкурсов. Уже на I
конкурсе в 1991 г. юный исполнитель, выступив в средней группе,
добился хороших результатов, завоевав почетное IV место. 2 года
упорных занятий – и Николай Юлегин вновь в числе участников II
конкурса, теперь уже в старшей группе. Возросшее исполнительское
мастерство позволило ему успешно справиться со сложной программой,
занять I место, завоевать звание Лауреата. В 1996 г. Николай Юлегин
поступает в Петрозаводскую консерваторию (класс профессора В.А. Соловьева).
Участие в двух крупных музыкальных состязаниях помогло развить
юному музыканту такие необходимые качества, как сценическая
стабильность, прочность, артистизм. В 1997 г. Н. Юлегин принимает
участие в III Международном конкурсе исполнителей на народных
инструментах «Кубок Севера» в г. Череповце со сложной конкурсной
программой. Заявка на участие в Международном конкурсе
музыкантов-профессионалов – свидетельство возросшего мастерства,
сложившихся артистических и личностных качеств. Таковы ступени
творческого роста одного из участников конкурса имени Н.И. Белобородова
– Николая Юлегина.
Надолго запомнилось слушателям яркое профессиональное выступление
другого конкурсанта – Ионкина Ивана – студента Омского музыкального
училища им. Шебалина (педагог Белецкая Л.И.), занявшего I место в группе
юниоров на IV Международном конкурсе имени Н.И. Белобородова (1997 г.).
В исполнении юного аккордеониста прозвучали произведения высшей
категории сложности: «Прелюдия и фуга» соль-минор Д. Букстехуде,
«Соната памяти Вл. Золотарева» А. Нагаева.
В этом же 1997 г. И. Ионкин окончил Омское музыкальное училище и
принял участие во II Международном конкурсе исполнителей на народных
инструментах «Кубок Севера». Программа конкурсного выступления
состояла из 12 произведений. Творческую судьбу молодого музыканта
определила встреча с замечательным педагогом, заслуженным
работником культуры РФ Людмилой Ивановной Белецкой. Людмила
Ивановна не только отличный педагог, но и талантливый музыкант. Она
сама прошла школу конкурсных испытаний, завоевав в 1994 г. I премию
на Международном конкурсе аккордеонистов в г. Кастельфидардо
(Италия). В ее классе постоянно ведется работа по подготовке наиболее
способных детей к конкурсам различного уровня.
Ещё один творческий портрет участника II конкурса имени Н.И.
Белобородова Жбанов Роман – учащийся средней специальной
музыкальной школы г. Новосибирска (класс преподавателя Романова
А.Н.). Роман – обладатель одного из главных призов конкурса – баяна
Тула-209, Лауреат I премии. Его исполнение конкурсной программы
оценено председателем жюри профессором РАМ имени Гнесиных
Б.М. Егоровым как «отличающееся подлинным артистизмом, яркостью,
виртуозностью, высокой музыкальной культурой». Об успехе молодого
музыканта красноречиво свидетельствуют публикации газеты
«Тульские известия»: «В свои 16 лет этот мальчик играет уже па уровне
консерватории».
После окончания ССМШ Роман Жбанов продолжил музыкальное
образование в Новосибирской государственной консерватории. В 1995 г.
Роман Жбанов завоевал 3 премию и звание Лауреата на престижном
Международном конкурсе в г. Клингентале (Германия). Следует добавить,
что многие участники белобородовских конкурсов связали свою судьбу
с профессией музыканта: А. Петелин, А. Акимов продолжили
образование в Воронежском институте искусств, А. Щедрин поступил
в Российскую академию музыки имени Гнесиных, С. Гусев, Н. Юлегин
учатся Петрозаводской консерватории.
Размышления о конкурсе
Конкурс имени
Н.И. Белобородова – событие многогранное, неоднозначное. Конкурс дорог
нам как достояние культуры Тульского края и всей России, он заставляет
слушателей и музыкантов анализировать, обобщать, искать. Как живому
организму, ему нельзя застывать. Ведь в нем неизбежно должно что-то
меняться, расти, что-то отмирать, требуя обновления. И более всего это
относится к программе, поскольку в воспитании музыкально-эстетического
вкуса учащегося качество художественного репертуара играет решающую роль.
Репертуар, представленный на конкурсных прослушиваниях, включал
разнообразные по содержанию, форме, стилю, фактуре музыкальные
произведения, что соответствует программе ДМШ и что в полной мере
отражает не только традиции исполнительской отечественной школы, но
и соответствует требованиям международного уровня. На белобородовских
конкурсах удалось избежать заштампованности, шаблонности в программах
и при этом сохранить традиционную последовательность конкурсных
пунктов: полифония, сонатная форма, сюиты, вариации, пьеса. Конкурс
стал не только ареной творческих состязаний, но и приобрёл
просветительскую направленность, стал формой утверждения отечественной
музыкальной культуры, которая для многих слушателей и самих участнико
конкурса пока еще неизвестна во всем объеме. Оригинальные произведения
для баяна, созданные советскими композиторами в 70-е годы (Вл. Золотарев,
Н. Чайкин, А. Нагаев, А. Репников) в значительной степени обогатили
конкурсные программы, позволили избежать однообразия, от которого
так устают и жюри, и публика.
Программы первых трех конкурсов предусматривали исполнение
обязательной пьесы тульских авторов – В. Фоменко, В. Емельянова, А. Белоусова, О. Гамаюнова и др. Вопрос об исполнении
на конкурсах обязательной пьесы с позиций музыкальной педагогики
весьма неоднозначен и проблематичен. «Талант – это индивидуальное,
т.е. от чего-то отграниченное, не всеядное... Сравнивать художников
нельзя в одном и том же принудительном репертуаре. Только сравнивая
их в разном, каждого в своем, ему свойственном стиле, можно получить
представление о его таланте», – это мнение Г. Когана об итогах II
Международного конкурса им. П.И. Чайковского. С другой стороны
обязательные пьесы тульских авторов отличалисьяркой программностью
(«Серебряный звон леса» В. Фоменко), новаторским подходом к воплощению
фольклорного материала («Белобородовская кадриль», «Зареченский хулиган»
В. Емельянов), новизной, свежестью музыкального языка («Буги-вуги и Песня»
В. Фоменко). Все это в значительной степени способствовало глубокому
проникновению исполнителей в образный мир произведения, активизировало
интерпретаторское творчество юных музыкантов.
Статистический анализ обозначил еще один аспект, касающийся
конкурсного репертуара, его разнообразия. 1 – 98 участников исполнили
произведения 130 авторов; 2 – 68 участников исполнили произведения
120 авторов; 3 – 106 участников исполняли произведения 171 автора.
Изменение конкурсных требований на IV конкурсе (в программу
конкурса не включалась обязательная пьеса) явно расширило
репертуарные рамки. Значительное место в программах заняли
произведения отечественных авторов, обработки народных песен,
которые, по мнению ведущих педагогов-музыкантов, наиболее доступны
детскому восприятию и обладают большим развивающим потенциалом.
Эта тенденция наиболее отчетливо проявилась в программах
конкурсантов младшей и средней группы, где соотношение произведений
отечественных и зарубежных композиторов составляло 2: 1 в младшей
группе, 3 : 1 в средней группе. В старшей группе это соотношение
составило 1,4 : 1.
Все отмеченные моменты придали белобородовскому конкурсу
индивидуальный характер, яснее обозначили перспективы его
дальнейшего развития.
Каким будет V Международный конкурс юных исполнителей на баяне и
аккордеоне имени Н.И. Белобородова, который состоится 12 – 18 мая
2000 года? По сложившейся традиции жюри возглавит Б.М. Егоров. На
этот раз конкурс будет проходить в здании одной из лучших школ области
– Тульской областной детской музыкальной школе имени Г.З.
Райхеля, отметившей в 1997 г. 90-летие со дня своего основания.
Одним из спонсоров конкурса является институт «Открытое общество».
Надеемся, что и на этот раз туляки успешно выступят в этом почетном
состязании!
История конкурса имени Н.И. Белобородова продолжается…