Белобородов Николай Иванович

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Биографический словарь «Тула баянная»

Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка тульских авторов для баяна и аккордеона...
Нотная галерея...
Тула баянная: Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоальбом...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Мини-словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Из истории конкурса имени Н.И.Белобородова...
Конкурсы: Итоги...
Биография Александра Белоусова...
Александр Белоусов: Фотоальбом...
Публикации Александра Белоусова...
Играют ученики Александра Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов ...
Каталог сайтов...
Белые каталоги сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

Это интересно:
Дивеево: Чудеса Казанского источника...



Белобородов Николай Иванович

 

Памятная доска в честь Н.И. Белобородова: http://a-v-belousov.narod.ru/27 февраля 1828, Тула – 28 декабря 1912, там же.
Гармонист, педагог, дирижёр, аранжировщик, создатель хроматической гармони, основатель первого в мире оркестра гармонистов.

Отец Николая Ивановича – Иван Матвеевич Белобородов – служил управляющим у помещиков Кологривовых в имении Медвенки. Его мать – из семьи потомственных оружейников.

Николай Иванович Белобородов имел красильное дело. Известный среди жителей города Тулы своей общественной деятельностью он избирался мещанским старостой.

В 11 лет увлёкся игрой на гармони, для чего самостоятельно обучился нотной грамоте. Обладая незаурядных способностями, добился заметных успехов во владении инструментом, но примитивность существовавших в то время ручных гармоник резко ограничивала их исполнительские возможности. Поэтому в 1875 /по другим данным в 1870/ году он заказал прославленному тульскому мастеру Чулкову Леонтию Алексеевичу принципиально новый инструмент, суть новизны которого заключалась в строении правой клавиатуры, состоящей из 23 клавиш, в число которых входили все 12 звуков хроматического звукоряда. Одна из первых в России гармоней с хроматическим строем была изготовлена в 1878 /по другим сведениям в 1871/ году.

Хотя гармонь Белобородова-Чулкова была более совершенна, чем все её предшественники, она всё-таки обладала многими недостатками. Сам же Николай Иванович отказался от дальнейшего усовершенствования её конструкции, так как его творческие помыслы были направлены в иное русло. Сразу после изготовления хроматической гармони, им были заказанные ещё два инструмента, после изготовления которых Н.И. Белобородов создал семейное трио, – первый в России ансамбль хроматических гармоней, в состав которого кроме него входили его дочери Мария и Софья. Занятия с трио гармонистов привели его к мысли о возможности создания более масштабного музыкального коллектива.

В 1885 – 1886 гг. неутомимый популяризатор игры на гармони из рабочих тульских заводов создаёт кружок любителей игры на этом музыкальном инструменте, который постепенно превращается в первый в мире оркестр хроматических гармоник. Занятия кружка проводились по воскресеньям в доме Н.И. Белобородова и продолжались несколько часов. Иногда музыканты так увлекались, что занятия прекращались только позднего вечером.

Не менее важная заслуга Н.И. Белобородова, чем создание хроматической гармони, состоит в том, что для занятий оркестра он заказывает у лучших тульских мастеров (Л.А. Чулков, В.И. Баранов, А.И. Потапов) музыкальные инструменты разных диапазонов и тембров: гармонь-пикколо, гармонь-приму, гармонь-альт, гармонь-виолончель, гармонь-бас, гармонь-контрабас. Данное новшество в значительной степени расширило исполнительские возможности оркестра и позволило исполнять наряду с народными мелодиями такие произведения как Увертюра к опере М. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра к опере Ф. Герольда «Цампа», Увертюра к оперетте Ф. Зуппе «Пиковая дама», вальсы И. Штрауса, сочинения других известных композиторов.

Н.И. Белобородов не только делал аранжировки популярных произведений для созданного им коллектива, но и сам сочинил несколько музыкальных пьес. В их числе Полька «Фантазия», Кадриль «Охота», Вальс и др. В итоге именно он стал первым в России автором, сочинившим оригинальные произведения, написанные специально для хроматической гармони.
Именно Н.И. Белобородов стоит у истоков отечественной методики обучения игре на клавишных духовых язычковых музыкальных инструментах, так как он не только первым стал массово обучать игре на хроматической гармони, но также издал одно из первых учебных пособий по обучению на этом музыкальном инструменте.

Первое выступление оркестра состоялось в зале Тульского дворянского собрания в 1897 года. Затем коллектив неоднократно демонстрировал своё мастерство не только в Туле, но и в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове. Большими событиями в жизни оркестра явились концерт в Московской консерватории, записи на грампластинки, а летом 1893 года – выступление перед Л.Н. Толстым в Ясной Поляне, где оркестранты вручили великому русскому писателю почетный адрес и членский билет Тульского общества любителей музыкального и драматического искусства.

Бюст Николая Ивановича Белобородова: работа
  А.И. Чернопятова: http://a-v-belousov.narod.ru/Основные заслуги Н.И. Белобородова состоят в том, что он на практике продемонстрировал необходимость дальнейшего качественного совершенствования клавишных пневматических язычковых инструментов и указал целых два пути их совершенствования: создание новых образцов хроматических гармоник более совершенных конструкций, необходимых для сольного исполнительства; и создание оркестровых инструментов различных диапазонов и тембров, необходимых для разных форм коллективного музицирования. Принцип комплектования состава оркестра из инструментов разных диапазонов положен в основу комплектации большинства современных оркестров баянов, а также – различных музыкальных коллективов смешанного состава.

В 1907 году Н.И. Белобородов был избран почётным членом Всероссийского общества любителей игры на хроматических гармониках.

В настоящее время дом, где жил и творил тульский самородок (проспект Ленина 16), является Мемориальным музеем Николая Ивановича Белобородова. На стене дома в честь этого неутомимого энтузиаста, внёсшего заметный вклад в развитие отечественной культуры, установлена памятная доска. Бережно сохраняется могила Н.И. Белобородова на Всесвятском кладбище. В музее регулярно проводятся Белобородовские музыкально-краеведческие чтения.

Нерукотворным памятником популяризатору русской гармони является Международный конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне, носящий имя Н.И. Белобородова.


Сочинения Николая Белобородова для оркестра гармоник

Полька «Фантазия», Кадриль «Охота», Вальс и др.


Публикации Н.И. Белобородова по методике обучения игре на гармони

Белобородов Н.И., Иванова И.С. Самоучитель, полная, вновь усовершенствованная, весьма понятная практическая школа для хроматической гармоники. – Спб., 1893.


Литература о Николае Ивановиче Белобородове

1. Басурманов А.П. Белобородов Николай Иванович // Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор. 1986. – С. 25;
2. Белобородов Николай Иванович // Тульский биографический словарь (В 2-х томах). Т. 1. А – Л / Редкол.: А.Д. Афанасьев, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И. Крутикова. – Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. – С. 52;
3. Благодатова Г. Русская гармоника – Л.,1960. – С. 16 – 17, 41 – 43;
4. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
5. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове и конкурсе его имени. – Тула, 2000. – 136 с.;
6. Куликов Н.М. Школа для хроматической гармоники по системе Н.И. Белобородова. – М., 1880;
7. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М., 1983. – С. 47 – 58;
8. Максимов Е. Н.И. Белобородов // Российские музыканты-самородки… В.В. Андреев, Н.И. Белобородов, О.У. Смоленский, П.Е. Невский, Б.И. Трояновский: Факты, документы, воспоминания. – М.: Советский композитор, 1987. – С. 94 – 118;
9. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967;
10. Мирек А.М. Белобородов Николай Иванович // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 188;
11. Петухов А.А. Творец хроматической гармоники // Гордость земли тульской (Замечательные люди нашего края). – Т. II / Сост. С.Д. Ошевский – Тула: Приокск. кн. изд-во, 1991. – С. 253 – 259;
12. Чинков И.И. Тульский баян. – Тула: Приокское книжное издательство, 1992.

На верхнем фото – памятная доска на стене дома Н.И. Белобородова в четь изобретателя хроматической гармони, создателя первого в мире оркестра гармонистов.
На нижнем фото – бюст Николая Ивановича Белобородова, выполненный тульским скульптором А.И. Чернопятовым (Тула, Мемориальный музей Н.И. Белобородова).


 

 


© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 03.11.2009. Последнее обновление 30.03.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна.

Альтернативная психология, семиотика, лингвистика Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru