Белобородов Николай Иванович

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Биографический словарь «Тула баянная»: Белобородов Николай Иванович


Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Методические комментарии...
Статьи о баяне...
Мини словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Дивеево: Чудеса Казанского источника
- Шаров Олег Михайлович: биография


Белобородов Николай Иванович


Памятная доска в честь Н.И. Белобородова, Тула: https://a-v-belousov.narod.ru/27 февраля 1828, Тула – 28 декабря 1912, там же.
Гармонист, педагог, дирижёр, композитор, создатель хроматической гармоники, основатель первого в мире оркестра хроматических гармоник.

Отец Николая Ивановича – Иван Матвеевич Белобородов – служил управляющим у помещиков Кологривовых в имении Медвенки. Его мать – из семьи потомственных оружейников.

Николай Иванович Белобородов имел красильное дело. Известный среди жителей города Тулы своей общественной деятельностью он избирался мещанским старостой.

В 11 лет увлёкся игрой на гармони, для чего самостоятельно обучился нотной грамоте. Обладая незаурядных способностями, добился заметных успехов во владении инструментом, но примитивность существовавших в то время ручных гармоник резко ограничивала их исполнительские возможности. Поэтому в 1875 /по другим данным в 1870/ году он заказал прославленному тульскому мастеру Чулкову Леонтию Алексеевичу принципиально новый музыкальный инструмент, суть новизны которого заключалась в строении правой клавиатуры, состоящей из 23 клавиш, в число которых входили все 12 звуков хроматического звукоряда. Одна из первых в России гармоней с хроматическим строем была изготовлена в 1878 /по другим сведениям в 1871/ году.

Хотя гармоника Белобородова-Чулкова была более совершенна, чем все её предшественники, она всё-таки обладала многими недостатками. Сам же Николай Иванович отказался от дальнейшего усовершенствования её конструкции, так как его творческие помыслы были направлены в иное русло. Сразу после изготовления хроматической гармоники, им были заказанные ещё два инструмента, после изготовления которых Н.И. Белобородов создал семейное трио, – первый в России ансамбль хроматических гармоник, в состав которого кроме него входили его дочери Мария и Софья. Занятия с трио гармонистов привели его к мысли о возможности создания более масштабного музыкального коллектива.

В 1885 – 1886 гг. неутомимый популяризатор игры на гармонике из рабочих тульских заводов создаёт кружок любителей игры на этом музыкальном инструменте, который постепенно превращается в первый в мире оркестр хроматических гармоник. Занятия кружка проводились по воскресеньям в доме Н.И. Белобородова и продолжались несколько часов. Иногда музыканты так увлекались, что занятия прекращались только позднего вечером.

Другая не менее важная заслуга Н.И. Белобородова заключается в том, что для занятий оркестра он заказывает у лучших тульских мастеров (Л.А. Чулков, В.И. Баранов, А.И. Потапов) музыкальные инструменты разных диапазонов и тембров: гармонь-пикколо, гармонь-приму, гармонь-альт, гармонь-виолончель, гармонь-бас, гармонь-контрабас. Данное новшество в значительной степени расширило исполнительские возможности оркестра и позволило исполнять наряду с народными мелодиями такие произведения как Увертюра к опере М. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра к опере Ф. Герольда «Цампа», Увертюра к оперетте Ф. Зуппе «Пиковая дама», вальсы И. Штрауса, сочинения других известных композиторов.

Следующая заслуга Н.И. Белобородова состоит в том, что он является первым музыкантом, который начал сочинять музыку для хроматической гармоники и созданного им оркестра. Он сочинил несколько музыкальных пьес. В их числе Мазурка, Полька «Фантазия», Кадриль «Охота», Вальс и др. С 1885 по 1900 год для своего оркестра он делал обработки народных мелодий и аранжировки популярной классической музыки, собственноручно писал партитуры и переписывал индивидуальные оркестровые партии.

Бюст Н.И. Белобородова: работа А.И. Чернопятова: https://a-v-belousov.narod.ru/ В итоге же Николай Иванович Белобородов стал не только первым в России автором, сочинившим оригинальные произведения для хроматической гармоники, но и первым в Тульском регионе композитором, чья композиторская деятельность достоверно подтверждена разными печатными источниками...

Именно Н.И. Белобородов стоит у истоков отечественной методики обучения игре на клавишных духовых язычковых музыкальных инструментах, так как он не только первым стал массово обучать игре на хроматической гармонике, но также издал одно из первых учебных пособий по обучению на этом музыкальном инструменте.

Дебютное выступление белобородовского оркестра состоялось в зале Тульского дворянского собрания в 1897 года. Затем коллектив неоднократно демонстрировал своё исполнительское мастерство в том числе и в других городах России: в Калуге, Серпухове, Алексине, Ефремове. Большими событиями в жизни оркестра явились концерт в Московской консерватории, записи на грампластинки, а летом 1893 года – выступление перед Львом Николаевичем Толстым в Ясной Поляне, где оркестранты вручили великому русскому писателю почетный адрес и членский билет Тульского общества любителей музыкального и драматического искусства.

Основные заслуги Н.И. Белобородова состоят в том, что он на практике продемонстрировал необходимость дальнейшего качественного совершенствования клавишных пневматических язычковых музыкальных инструментов и указал целых два пути их последующего развития. Путь первый – это создание новых образцов хроматических гармони более совершенных конструкций, необходимых для сольного исполнительства Путь второй – создание оркестровых инструментов различных диапазонов и тембров, необходимых для разных форм коллективного музицирования. Принцип комплектования состава оркестра из инструментов разных диапазонов положен в основу комплектации большинства современных оркестров баянов, а также различных музыкальных коллективов смешанного состава.

В 1907 году Н.И. Белобородов был избран почётным членом Всероссийского общества любителей игры на хроматических гармониках.

«Николай Иванович Белобородов умер 28 декабря 1912 года. Похороны его вызвали большую скорбь, тысячи туляков пришли проводить в последний путь и отдать должное своему земляку» [9, 118]. Очевидцы этого скорбного события рассказывали, что похоронная процессия растянулась более чем на три городских квартала.

В настоящее время дом, где жил и творил тульский самородок (проспект Ленина 16), является Мемориальным музеем Николая Ивановича Белобородова. На стене дома в честь этого неутомимого энтузиаста, внёсшего заметный вклад в развитие отечественной культуры, установлена памятная доска. Бережно сохраняется могила Н.И. Белобородова на Всесвятском кладбище. В музее регулярно проводятся Белобородовские музыкально-краеведческие чтения.

Нерукотворным памятником популяризатору русской гармони является Международный конкурс юных исполнителей на баяне и аккордеоне, носящий имя Н.И. Белобородова. К моменту последнего обновления данной страницы состоялось 12 конкурсов носящих имя нашего славного земляка.

Выступление Никиты Федина на XI конкурсе им. Н.И. Белобородова. Тула, 2019: https://a-v-belousov.narod.ru/


Публикации Н.И. Белобородова по методике обучения игре на гармонике

Белобородов Н.И., Иванова И.С. Самоучитель, полная, вновь усовершенствованная, весьма понятная практическая школа для хроматической гармоники. – Спб., 1893.


Литература о Николае Ивановиче Белобородове

1. Басурманов А.П. Белобородов Николай Иванович // Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор. 1986. – С. 25.
2. Белобородов Николай Иванович // Тульский биографический словарь (В 2-х томах). Т. 1. А – Л / Редкол.: А.Д. Афанасьев, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И. Крутикова. – Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. – С. 52.
3. Благодатова Г. Русская гармоника – Л.,1960. – С. 16 – 17, 41 – 43.
4. Иванов С.И. Изобретатель хроматической гармоники // Газета «Мелодия». – Тула, 13 марта 1970. – С. 2.
5. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
6. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове и конкурсе его имени. – Тула, 2000. – 136 с.
7. Куликов Н.М. Школа для хроматической гармоники по системе Н.И. Белобородова. – М., 1880.
8. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М., 1983. – С. 47 – 58.
9. Максимов Е. Николай Иванович Белобородов // Российские музыканты-самородки: Факты, документы, воспоминания. – М.: Советский композитор, 1987. – С. 94 – 118.
10. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967.
11. Мирек А.М. Белобородов Николай Иванович // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 188.
12. Петухов А.А. Творец хроматической гармоники // Гордость земли тульской (Замечательные люди нашего края). – Т. II / Сост. С.Д. Ошевский – Тула: Приокск. кн. изд-во, 1991. – С. 253 – 259.
13. Чинков И.И. Тульский баян. – Тула: Приокское книжное издательство, 1992.
14. Белоусов А.В. Об истоках тульской баяно-аккордеонной композиторской школы // Методические рекомендации к компьютерной презентации «Тульские композиторы – авторы музыки для баяна и аккордеона» // Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах –
[Электронный ресурс. Обращение 02.08.2023]. – Режим доступа: https://a-v-belousov.narod.ru/word/belousov_tulskie_kompozitory_kommentarii.rar – С. 3 – 7.

- На первом фото – памятная доска на стене дома Н.И. Белобородова в четь изобретателя хроматической гармони, создателя первого в мире оркестра гармонистов.
- На втором фото – бюст Николая Ивановича Белобородова, выполненный тульским скульптором А.И. Чернопятовым. Тула, Мемориальный музей Н.И. Белобородова.
- На третьем фото – момент выступления учащегося детской школы искусств № 5 города Тулы Никиты Федина (преподаватель Гнатюк Николай Николаевич) на XI Международном конкурсе юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н.И. Белобородова. Концертный зал Тульского колледжа искусств имени А.С, Даргомыжского. Тула, 19 марта 2019 года.

Белоусов Александр Васильевич,
преподаватель Детской школы искусств № 1 города Тулы,
руководитель Тульского методического объединения преподавателей ДШИ по специальности баян-аккордеон,
председатель Региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»,
академик Международной Академии Фундаментального Образования Рег. № 039,
доктор философии.




© Белоусов А. В., 2007 – 2024

Страница создана 03.11.2009. Последнее обновление 10.05.2024. При использовании материалов сайта ссылка на https://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна