1846, деревня Глухие Поляны Тульской губернии – 1918, Тула.
Гармонный мастер, конструктор гармоник.
Родился в семье крепостного крестьянина. В 1859 году был отдан в
ученики на гармонную фабрику Воронцова Гаврила Тимофеевича. С
1866 года стал работать самостоятельно на дому. Хорошо играл на гармони.
Много экспериментировал над повышением качества звучания инструментов,
улучшал конструкции имеющихся гармоник и создавал новые.
Совместно с Николаем
Ивановичем Белобородовым сконструировал и в 1878 (по другим
сведениям в 1871) году изготовил первую в мире хроматическую гармонь (по другим данным –
одну из первых), оказавшую решающее влияние на дальнейшее развитие
пневматических клавишных язычковых музыкальных инструментов. В этом
инструменте Леонтий Алексеевич впервые применил резонаторную камеру,
которая явилась прообразом тембровой камеры современных баянов,
аккордеонов, гармоней.
Одним из первых гармонных мастеров по заказу Н.И. Белобородова стал
изготовлять оркестровые гармони разных тембров и диапазонов: гармонь-бас,
гармонь-прима и т.п.
В 1875 году организовал гармонную мастерскую, в которой работали шесть
его сыновей. Некоторые из них стали продолжателями дела своего отца.
Наиболее известными мастерами по изготовлению музыкальных инструментов
и конструкторами гармоней стали Чулков Геннадий Леонтьевич и Чулков Павел
Леонтьевич.
Незаурядность мышления Л.А. Чулкова проявилась и в области механизации
производственного процесса. Им сконструирован ряд приспособлений, которые
облегчали изготовление и сборку различных гармонных деталей. Многие мастера
и владельцы фабрик впоследствии стали использовать аналогичные механизмы
на своих предприятиях. Леонтий Алексеевич Чулков оказал значительное влияние
на развитие гармоники
и гармонного производства в России.
Литература о Л.А. Чулкове
1. Белоусов А.В.Чулков Леонтий Алексеевич // Тульский биографический
словарь (В 2-х т.) Т. 2. М – Я / Редкол.: А.Д. Афанасьева, В.И. Боть и др.;
Под ред. В.И. Крутикова; Сост. С.Д. Ошевский. –
Тула: изд-во «Пересвет», 1996. – С. 312;
2. Имханицкий М.И. История исполнительства
на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во
РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
3. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове и
конкурсе его имени.– Тула, 2000. – 136 с.;
4. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М.:
Советский композитор.1983. – С. 47 – 58;
5. Максимов Е. Н.И. Белобородов // Российские музыканты-самородки… В.В.
Андреев, Н.И. Белобородов, О.У. Смоленский, П.Е. Невский, Б.И.
Трояновский: Факты, документы, воспоминания. – М.: Советский композитор,
1987. – С. 94 – 118;
6. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967;
7. Мирек А.М. …И звучит гармоника. – М., 1979.
8. Мирек А.М. Чулков Леонтий Алексеевич // Гармоника.
Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. –
М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 305.