Чулков Леонтий Алексеевич

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Биографический словарь «Тула баянная»: Чулков Леонтий Алексеевич


Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Методические комментарии...
Мини словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Чудеса Православия...
- Что такое звук...


Чулков Леонтий Алексеевич


Чулков Леонтий Алексеевич, Тула: https://a-v-belousov.narod.ru/ 1846, деревня Глухие Поляны Тульской губернии – 1918, Тула.
Гармонный мастер, конструктор гармоник.

Родился в семье крепостного крестьянина. В 1859 году был отдан в ученики на гармонную фабрику Гаврилы Тимофеевича Воронцова. С 1866 года стал работать самостоятельно на дому. Хорошо играл на гармони. Много экспериментировал над повышением качества звучания инструментов, улучшал конструкции имеющихся гармоник и создавал новые.

Совместно с Николаем Ивановичем Белобородовым сконструировал и в 1878 (по другим сведениям в 1871) году изготовил первую в мире хроматическую гармонь (по другим данным – одну из первых), оказавшую решающее влияние на дальнейшее развитие пневматических клавишных язычковых музыкальных инструментов.

При создании принципиально нового музыкального инструмента мастеру пришлось решать много сложных конструктивных и технологических вопросов, с которыми он прекрасно справился. Так, в этой хроматической гармонике Леонтий Алексеевич впервые применил резонаторную камеру, которая явилась прообразом тембровой камеры современных баянов, аккордеонов, гармоней. Эта инновация самым положительным образом повлияла на звуковые характеристики белобородовской гармоники. В 1884 году он изготовил ещё два аналогичных музыкальных инструмента.

Помимо этого Л.А. Чулков одним из первых гармонных мастеров по заказу Н.И. Белобородова стал изготовлять оркестровые гармоники разных тембров и диапазонов: гармонь-бас, гармонь-прима и т.п.

В 1875 году он организовал гармонную мастерскую, в которой работали шесть его сыновей. Некоторые из них стали достойными продолжателями дела своего отца. Наиболее известны двое из них: Чулков Геннадий Леонтьевич – универсальный мастер, конструктор гармоник, изобретатель заёмных басов и Чулков Павел Леонтьевич – баянист, конструктор музыкальных инструментов, создатель первого отечественного баяна.

Незаурядность мышления Л.А. Чулкова проявилась не только при изготовлении гармоник, но и в области механизации производственного процесса. Им сконструирован ряд приспособлений, которые облегчали изготовление и сборку различных гармонных деталей. Многие мастера и владельцы фабрик впоследствии стали использовать аналогичные механизмы на своих предприятиях. Благодаря качественной отделке музыкальных инструментов и прекрасному качеству их звучания, он завоевал славу одного из лучших гармонных мастеров Тулы. Леонтий Алексеевич Чулков оказал значительное влияние на развитие гармоники и гармонного производства в России.

Хроматическая гармоника Н.И. Белобородова и Л.А. Чулкова. Тула: https://a-v-belousov.narod.ru/

- На первом фото – гармонный мастер, конструктор гармоник Леонтий Алексеевич Чулков.
- На втором фото – хроматическая гармоника, которую создали Л.А. Чулков и Н.И. Белобородов. Экспонат хранится в Мемориальном музее Н.И. Белобородова в городе Туле...


Литература о Лионтии Алексеевиче Чулкове


1. Белоусов А.В. Чулков Леонтий Алексеевич // Тульский биографический словарь (В 2-х т.) Т. 2. М – Я / Редкол.: А.Д. Афанасьева, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И. Крутикова; Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: изд-во «Пересвет», 1996. – С. 312;
2. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
3. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове и конкурсе его имени.– Тула, 2000. – 136 с.;
4. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М.: Советский композитор.1983. – С. 47 – 58;
5. Максимов Е. Н.И. Белобородов // Российские музыканты-самородки… В.В. Андреев, Н.И. Белобородов, О.У. Смоленский, П.Е. Невский, Б.И. Трояновский: Факты, документы, воспоминания. – М.: Советский композитор, 1987. – С. 94 – 118;
6. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967;
7. Мирек А.М. …И звучит гармоника. – М., 1979.
8. Мирек А.М. Чулков Леонтий Алексеевич // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 305.

Белоусов Александр Васильевич,
преподаватель Детской школы искусств № 1 города Тулы,
руководитель Тульского методического объединения преподавателей детских школ искусств по специальности баян-аккордеон,
председатель Региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»,
академик Международной Академии Фундаментального Образования Рег. № 039,
доктор философии.




© Белоусов А. В., 2007 – 2025

Страница создана 11.11.2009. Последнее обновление 05.07.2025. При использовании материалов сайта ссылка на https://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна