1846, деревня Глухие Поляны Тульской губернии – 1918, Тула.
Гармонный мастер, конструктор гармоник.
Родился в семье крепостного крестьянина. В 1859 году был отдан в ученики на
гармонную фабрику Гаврилы Тимофеевича Воронцова.
С 1866 года стал работать самостоятельно на дому. Хорошо играл на гармони.
Много экспериментировал над повышением качества звучания инструментов,
улучшал конструкции имеющихся гармоник и создавал новые.
Совместно с Николаем Ивановичем Белобородовым
сконструировал и в 1878 (по другим сведениям в 1871) году изготовил первую в
мире хроматическую гармонь (по другим данным – одну из первых), оказавшую
решающее влияние на дальнейшее развитие пневматических клавишных язычковых
музыкальных инструментов.
При создании принципиально нового музыкального инструмента мастеру пришлось
решать много сложных конструктивных и технологических вопросов, с которыми он
прекрасно справился. Так, в этой хроматической гармонике Леонтий Алексеевич
впервые применил резонаторную камеру, которая явилась прообразом тембровой
камеры современных баянов, аккордеонов,
гармоней.
Эта инновация самым положительным образом повлияла на звуковые характеристики
белобородовской гармоники. В 1884 году он изготовил ещё два аналогичных
музыкальных инструмента.
Помимо этого Л.А. Чулков одним из первых гармонных мастеров по заказу
Н.И. Белобородова стал изготовлять
оркестровые гармоники разных тембров и диапазонов: гармонь-бас,
гармонь-прима и т.п.
В 1875 году он организовал гармонную мастерскую, в которой работали шесть
его сыновей. Некоторые из них стали достойными продолжателями дела своего
отца. Наиболее известны двое из них: Чулков Геннадий Леонтьевич
– универсальный мастер, конструктор гармоник, изобретатель заёмных басов
и Чулков
Павел Леонтьевич – баянист, конструктор музыкальных инструментов,
создатель первого отечественного баяна.
Незаурядность мышления Л.А. Чулкова проявилась не только при изготовлении
гармоник, но и в области механизации производственного процесса. Им
сконструирован ряд приспособлений, которые облегчали изготовление и сборку
различных гармонных деталей. Многие мастера и владельцы фабрик впоследствии
стали использовать аналогичные механизмы на своих предприятиях. Благодаря
качественной отделке музыкальных инструментов и прекрасному качеству их
звучания, он завоевал славу одного из лучших гармонных мастеров Тулы.
Леонтий Алексеевич Чулков оказал значительное влияние на развитие гармоники
и гармонного производства в России.
- На первом фото – гармонный мастер, конструктор
гармоник Леонтий Алексеевич Чулков.
- На втором фото – хроматическая гармоника, которую создали Л.А. Чулков и
Н.И. Белобородов. Экспонат хранится в Мемориальном музее
Н.И. Белобородова в городе Туле...
Литература о Лионтии Алексеевиче Чулкове
1. Белоусов А.В.Чулков Леонтий Алексеевич // Тульский биографический
словарь (В 2-х т.) Т. 2. М – Я / Редкол.: А.Д. Афанасьева, В.И. Боть и др.;
Под ред. В.И. Крутикова; Сост. С.Д. Ошевский. –
Тула: изд-во «Пересвет», 1996. – С. 312;
2. Имханицкий М.И. История исполнительства
на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во
РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
3. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове и
конкурсе его имени.– Тула, 2000. – 136 с.;
4. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М.:
Советский композитор.1983. – С. 47 – 58;
5. Максимов Е. Н.И. Белобородов // Российские музыканты-самородки… В.В.
Андреев, Н.И. Белобородов, О.У. Смоленский, П.Е. Невский, Б.И.
Трояновский: Факты, документы, воспоминания. – М.: Советский композитор,
1987. – С. 94 – 118;
6. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967;
7. Мирек А.М. …И звучит гармоника. – М., 1979.
8. Мирек А.М. Чулков Леонтий Алексеевич // Гармоника.
Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. –
М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 305.