Имханицкий М.И. Появление баяна в России

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

«Какая ж песня без баяна?» /О. Анофриев/

Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка тульских авторов для баяна и аккордеона...
Нотная галерея...
Тула баянная: Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоальбом...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Мини-словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Из истории конкурса имени Н.И.Белобородова...
Конкурсы: Итоги...
Биография Александра Белоусова...
Александр Белоусов: Фотоальбом...
Публикации Александра Белоусова...
Играют ученики Александра Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Белые каталоги сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

Это интересно:
Чудеса Православия...
Законы обращения абсурда...



Имханицкий М.И.

Появление баяна в России


Вплоть до настоящего времени общепринятым в курсе истории исполнительства являлось положение, что впервые баян был изготовлен в 1907 году петербургским мастером П.Е. Стерлиговым для известного гармониста того времени Я.Ф. Орланского-Титаренко. Между тем обнаруживаются факты, о которых ранее в отечественных изданиях не упоминалось. А именно: оба принципиально важных момента, которые характеризуют баян как специфическую конструкцию гармоники, появились в Западной Европе еще в 90-е годы XIX столетия. Прежде всего, речь идёт о создании полного набора хроматического басо-аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре, а также трехрядной системы клавиш, расположенных по косому ряду к краю правой клавиатуры. Впервые она возникла в конце 80-х годов XIX века на венских шраммель-гармониках и получила за рубежом наименование «льежской», а несколько позднее распространилась как система B-griff *.

Прежде всего, следует еще раз напомнить, что конструкция баяна как принципиально новой системы гармоники заключается не только в наличии хроматически темперированного звукоряда в правой клавиатуре, но главное – соответствующего ей полного набора хроматического басо-аккордового аккомпанемента в левой. Такая конструкция, впервые предоставившая возможность с помощью одних и тех же голосов двенадцатиступенного звукоряда извлекать «готовые» мажорные и минорные трезвучия, а несколько позже и доминантсептаккорды, была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани и вскоре привилась во многих странах **.

В России инструмент с трехрядной хроматической правой клавиатурой и соответствующим ей полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента появляется уже в том же 1897 году. Именно это время и следует считать временем появления конструкции баяна в России.

Так, известный тульский мастер-изготовитель гармоник, исполнитель-гармонист, а несколько позднее и баянист Павел Леонтьевич Чулков (1875 – 1932) экспонирует на Кустарно-промышленной выставке 1897 года в Туле незадолго перед тем изготовленную им гармонику. Трехрядному хроматическому расположению кнопок в правой клавиатуре, диапазоном в 3,5 октавы, в ней соответствовал полный хроматический набор басо-аккордового аккомпанемента левой клавиатуры. Причем музыкант выступает на этом инструменте перед широкой слушательской аудиторией с исполнением концертной программы, в которой имеется ряд произведений музыкальной классики.

Уже с 1904 года тульская фабрика, принадлежащая талантливым мастерам-конструкторам, братьям Киселевым – Николаю Сергеевичу (1848 – 1919) и Василию Сергеевичу (1854 – 1934) приступила к серийному выпуску аналогичных хроматических гармоник (сначала без доминантсептаккордов в левой клавиатуре, позже – с доминантсептаккордами). Далее добавился расширенный диапазон правой клавиатуры. Это была модель так называемой московской системы, долгое время остававшейся в нашей стране основной конструкцией баяна массового потребления. Расположение трех рядов кнопок правой клавиатуры в ней стало аналогичным общепринятому и сегодня.

Утверждение же за хроматической гармоникой с полным набором басоаккордового сопровождения (мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккордов) самого наименования «Баян» начинается с 1907 года. Именно тогда изготовленная талантливым петербургским мастером-конструктором Петром Егоровичем Стерлиговым (1872 – 1959) по заказу известного петербургского гармониста Якова Федоровича Орланского-Титаренко (1877 – 1941) хроматическая гармоника с четырехрядной правой клавиатурой (один из рядов дублировался) начала особенно широко популяризироваться. Вопрос этот требует разъяснений.

Модель хроматической гармоники с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды), созданная в 1907 году для Я.Ф. Орланского-Титаренко, вовсе не была у П.Е. Стерлигова первой моделью самого баяна, как это до сих пор принято полагать. Первую конструкцию инструмента, который несколько позднее получил наименование «баян», П.Е. Стерлигов делает в 1904 году для петербургского исполнителя на гармонике Николая Александровича Баврина (1879 – 1962).

В 1906 году подобный инструмент, но уже с более широким, по сути, современным диапазоном хроматической правой клавиатуры – 52 х 70, тот же мастер-изготовитель делает для гармониста Владимира Васильева, ставшего известным под артистическим псевдонимом Володя Степной (1870 – 1938).

Но модель, изготовленная для Я.Ф. Орланского-Титаренко, имела особое значение в истории баянного исполнительства. Этим музыкантом она стала с необычайной настойчивостью рекламироваться в различных концертных афишах, рекламах, анонсах, буклетах, отпечатанных программках концертов. Новая модель теперь получила активнейшую пропаганду именно под названием «Баян».

Правда, система правой клавиатуры у баянов Стерлигова – так называемая петербургская система (впоследствии ленинградская система) – отличалась от привычной нам московской системы: хроматическая последовательность звуков соответствовала расположению пальцев на последней по звукам увеличенного трезвучия...

Источник информации: Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. – С. 126 – 128.

* В России она стала именоваться системой московской хватки (в связи с расположением пальцев правой руки на грифе, напоминающем «хватательные» движения).
** Собственно, изобретателем новой конструкции левой клавиатуры – валиковой механики, позволяющей приводить в действие несколько клапанов при нажатии одной кнопки, становится рабочий фабрики Паоло Сопрани Маттиа Беральди, который в сотрудничестве с Раймондо Пиатанези, изготовившем трехрядную правую клавиатуру, создал инструмент, запатентованный в марте 1897 года владельцем фабрики в Кастель фидардо Паоло Сопрани.

Тульский баян, изготовленный А.В. Лавриновичем: http://a-v-belousov.narod.ru/

На фото тульский баян диапазоном 52 х 100, изготовленный мастером А.В. Лавриновичем. Из коллекции музыкальных инструментов ООО «Тульская Гармонь».

 


© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 31.08.2014. Последнее обновление 05.04.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна.

Альтернативная психология, семиотика, лингвистика Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru