1875, Тула –
26 мая 1932 года, (Москва)
Баянист, конструктор музыкальных инструментов, создатель первого
отечественного баяна.
С детства проявил интерес не только к обучению игре на гармони,
но и к процессу изготовления этого музыкального инструмента, чему
способствовала обстановка, в которой рос мальчик. Вся семья Павла трудилась
в гармонной мастерской, которую организовал его отец – знаменитый тульский
мастер – Чулков Леонтий
Алексеевич, который и обучил тонкостям гармонного производства
всех шестерых своих сыновей.
В это время к выдающемуся мастеру обращались за помощью лучшие
тульские гармонисты (в том числе Николай Иванович Белобородов), которые,
постоянно проверяя качество изготовленных музыкальных инструментов,
невольно демонстрировали своё исполнительское мастерство, что в
значительной степени повлияло на дальнейший жизненный путь Павла.
Поэтому он не только окончил начальную школу в Туле, но и одновременно
с этим серьёзно занимался музыкой: музицировал в ансамбле с братьями на
гармони, обучался теории музыки, брал уроки скрипичного мастерства у
выпускника Петербургской консерватории. Успешное овладение скрипкой
позволило ему принять участие в качестве солиста в нескольких
любительских концертах.
«Такая конструкция была впервые запатентована в марте 1897 года в
Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани, и вскоре привилась
во многих странах.
В России инструмент с трёхрядной хроматической правой клавиатурой
и соответствующим ей полным набором хроматического басо-аккордного
аккомпанемента появилась уже в том же 1897 году. Именно это время и
следует считать временем появления конструкции баяна в России.
Так, известный тульский мастер-изготовитель гармоник,
исполнитель-гармонист, а несколько позже баянист Павел Леонтьевич
Чулков экспонирует на Кустарно-промышленной выставке 1987 года в Туле незадолго
перед тем изготовленную им гармонику. Трёхрядному хроматическому
расположению кнопок в правой клавиатуре диапазоном в 3,5 октавы в ней
соответствовал полный хроматический набор басо-аккордного
аккомпанемента левой клавиатуры. Причём музыкант выступал на этом
инструменте перед широкой слушательской аудиторией с исполнением
концертной программы, в которой имеется ряд произведений
музыкальной классики.
Уже с 1904 года тульская фабрика, принадлежащая талантливым
мастерам-конструкторам, братьям Кисилёвым – Николаю Сергеевичу
(1848 – 1919) и Василию Сергеевичу (1854 – 1932) приступила к серийному
выпуску аналогичных хроматических гармоник» (2002, с. 126 – 127).
В 1905 году при собственной мастерской в Самаре Павел Леонтьевич
открывает магазин, в котором не только продаёт музыкальные
инструменты, но и обучает игре на них. В это время им был написан и
издан целый ряд произведений для баяна.
Одновременно с изготовлением музыкальных инструментов и своей
педагогической деятельностью, он регулярно выступает как солист, а одно
время и в трио со своими братьями Геннадием и Виссарионом. Вот как о
его выступлении отзывались Губернския Губернския Уфимския ведомости (август 1898):
«Любезно принял участие на гуляньи временно прибывший из Тулы в гор.
Уфу известный русский виртуоз на хроматической концертной гармони
Павел Леонтьевич Чулков, имевший счастие играть в присутствии Их
Императорских Высочеств Великаго Князя Владимира Александровича и
Великой Княгини Марии Павловны и удостоившийся Их Высочайшей
Личной похвалы.
Г. Чулков играл на гармонике собственнаго усовершенствования,
которая отличается от всех прочих гармоник особенной музыкальностью,
дающею возможность исполнять самыя серьезныя и сложныя
музыкальныя пиесы. Игра его удостоилась шумнаго одобрения»
Главная заслуга Павла Леонтьевича Чулкова состоит в создании
первого баяна в России и практической
демонстрации его исполнительских возможностей перед широкой
аудиторией слушателей.
Литература о Павле Чулкове
1. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных
инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных,
2002. – С. 126 – 127;
2. Мирек А.М.Чулков Павел Леонтьевич // Гармоника.
Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга.
– М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 306.