Чулков Павел Леонтьевич

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Биографический словарь «Тула баянная»

Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка тульских авторов для баяна и аккордеона...
Нотная галерея...
Тула баянная: Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоальбом...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Мини-словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Из истории конкурса имени Н.И.Белобородова...
Конкурсы: Итоги...
Биография Александра Белоусова...
Александр Белоусов: Фотоальбом...
Публикации Александра Белоусова...
Играют ученики Александра Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов ...
Каталог сайтов...
Белые каталоги сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...


Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Чудеса Православия...
Теория Большого взрыва: мифы и реальность...



Чулков Павел Леонтьевич


1875, Тула – 26 мая 1932 года, (Москва)
Баянист, конструктор музыкальных инструментов, создатель первого отечественного баяна.

С детства проявил интерес не только к обучению игре на гармони, но и к процессу изготовления этого музыкального инструмента, чему способствовала обстановка, в которой рос мальчик. Вся семья Павла трудилась в гармонной мастерской, которую организовал его отец – знаменитый тульский мастер – Чулков Леонтий Алексеевич, который и обучил тонкостям гармонного производства всех шестерых своих сыновей.

В это время к выдающемуся мастеру обращались за помощью лучшие тульские гармонисты (в том числе Николай Иванович Белобородов), которые, постоянно проверяя качество изготовленных музыкальных инструментов, невольно демонстрировали своё исполнительское мастерство, что в значительной степени повлияло на дальнейший жизненный путь Павла. Поэтому он не только окончил начальную школу в Туле, но и одновременно с этим серьёзно занимался музыкой: музицировал в ансамбле с братьями на гармони, обучался теории музыки, брал уроки скрипичного мастерства у выпускника Петербургской консерватории. Успешное овладение скрипкой позволило ему принять участие в качестве солиста в нескольких любительских концертах.

В 1894 году Павел открыл гармонную мастерскую в Самаре, где изготовил трёхрядную хроматическую гармонь, которая и стала первым отечественным баяном. Вот как это событие описывает Имханицкий Михаил Иосифович:

«Такая конструкция была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани, и вскоре привилась во многих странах.

В России инструмент с трёхрядной хроматической правой клавиатурой и соответствующим ей полным набором хроматического басо-аккордного аккомпанемента появилась уже в том же 1897 году. Именно это время и следует считать временем появления конструкции баяна в России.

Так, известный тульский мастер-изготовитель гармоник, исполнитель-гармонист, а несколько позже баянист Павел Леонтьевич Чулков экспонирует на Кустарно-промышленной выставке 1987 года в Туле незадолго перед тем изготовленную им гармонику. Трёхрядному хроматическому расположению кнопок в правой клавиатуре диапазоном в 3,5 октавы в ней соответствовал полный хроматический набор басо-аккордного аккомпанемента левой клавиатуры. Причём музыкант выступал на этом инструменте перед широкой слушательской аудиторией с исполнением концертной программы, в которой имеется ряд произведений музыкальной классики.

Уже с 1904 года тульская фабрика, принадлежащая талантливым мастерам-конструкторам, братьям Кисилёвым – Николаю Сергеевичу (1848 – 1919) и Василию Сергеевичу (1854 – 1932) приступила к серийному выпуску аналогичных хроматических гармоник» (2002, с. 126 – 127).

В 1905 году при собственной мастерской в Самаре Павел Леонтьевич открывает магазин, в котором не только продаёт музыкальные инструменты, но и обучает игре на них. В это время им был написан и издан целый ряд произведений для баяна.

Одновременно с изготовлением музыкальных инструментов и своей педагогической деятельностью, он регулярно выступает как солист, а одно время и в трио со своими братьями Геннадием и Виссарионом. Вот как о его выступлении отзывались Губернския Губернския Уфимския ведомости (август 1898): «Любезно принял участие на гуляньи временно прибывший из Тулы в гор. Уфу известный русский виртуоз на хроматической концертной гармони Павел Леонтьевич Чулков, имевший счастие играть в присутствии Их Императорских Высочеств Великаго Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны и удостоившийся Их Высочайшей Личной похвалы.

Г. Чулков играл на гармонике собственнаго усовершенствования, которая отличается от всех прочих гармоник особенной музыкальностью, дающею возможность исполнять самыя серьезныя и сложныя музыкальныя пиесы. Игра его удостоилась шумнаго одобрения»

Главная заслуга Павла Леонтьевича Чулкова состоит в создании первого баяна в России и практической демонстрации его исполнительских возможностей перед широкой аудиторией слушателей.


Литература о Павле Чулкове

1. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – С. 126 – 127;
2. Мирек А.М. Чулков Павел Леонтьевич // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 306.






© Белоусов А.В., 2007 – 2017: Страница создана 05.06.2010. Последнее обновление 09.05.2017. При использовании материалов сайта ссылка на http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна.

Альтернативная психология, семиотика, лингвистика Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru