Газарян С.С. История возникновения и развития баяна и аккордеона
В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда
давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то, особым образом,
приобретали совершенно новое качество. Так получилось и с
ручной гармоникой.
Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок
– тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором
воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен – сперва
кузнечные, а потом органные. И a клавиатура была изобретена
еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники,
сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины
можно считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.
Год рождения – 1822-й
Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов!
Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст
гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год
рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники
– Фридрих Бушман.
Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером.
Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал
играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже
гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной
мастерской.
В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком
органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных
труб, он сконструировал специальное приспособление –
маленькую коробочку, в которую был вделан металлический
язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок
звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и
настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших
звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру
не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением,
а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал
каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил
приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и
отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех
подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера
оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом,
что тоже облегчало работу.
Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому
язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех,
а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами.
Теперь для получения нужного тона надо было открыть один
клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить
закрытыми.
А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им
конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный
инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы
назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме
музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего
семнадцать лет...Однако, восхищаясь изобретательностью
молодого мастера, не будем и преувеличивать его
заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел
новую форму музыкального инструмента, но пока не сам
инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя:
ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки.
Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать
ручную гармонику, но у него было очень мало времени на
это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось
заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него
нечто вроде детской игрушки.
В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее
другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась
в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича
Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел
Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с
ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому
органному мастеру Кириллу Демиану.
Он усовершенствовал её и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент,
названный им аккордеоном. Можно
подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и
утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил
привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности
самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими
сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще
в год своего появления на свет, аккордеон
Демиана стал известным инструментом.
На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень
простые мелодии и только в одной тональности, потому что
он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой.
Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.
Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в
истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более
современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается,
что с него-то все и началось. А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная
клавиатура для правой руки, а на инструменте
Демиана были только кнопки.
Однако подождем уточнять эти вопросы – они требуют
отдельного разговора, и мы к нему скоро вернемся. А пока
посмотрим, как гармоника попала в Россию.
Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит
с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и
увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в
Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно,
а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было
остаться лишь сувениром – очень скоро гармоника
превратилась из экзотического инструмента в народный.
А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным
мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один
из них, Иван Сизов, поехал на
ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов
выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой.
Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом
разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что
ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского
оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно,
об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана
Сизова, а через них и другие. Среди тех, кто
мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев
– Тула
вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление
гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали
бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было
поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные
мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился
своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё
свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула
уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.
Производство перекинулось в другие города, то тут,
то там открывались новые промыслы, причем множились и
разновидности гармоники, потому что в каждой области ее
переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская,
ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская
– всех и не перечислить.
А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения
Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех
пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа
язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное
распространение гармоники?
Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует,
располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты
уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать
звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор
воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента.
Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки,
даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях.
Любой ручной струнный инструмент, как известно,
приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не
только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.
Какими-то из этих качеств обладают и многие другие
инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном
инструменте делает гармонику неповторимой.
Правда, не все приветствовали распространение гармоники.
Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже
«ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения
были основания. Инструмент еще некоторое время оставался
несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника
игры не была так основательно разработана, как для старинных
инструментов, и большинство любителей настолько неумело
обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным
слухом оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие,
находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников
мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян.
Источник информации: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов:
Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.
Примечание. Некоторые исследователи утверждают, что нет
совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь
изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства
изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру –
Кириллу Демиану.
На фото сувенирная гармонь
«Кроха», которая по количеству клавиш очень близка к
характеристикам самых первых гармоней. Производство ООО «Тульская
Гармонь».