Сизов Иван Евстратьевич

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Биографический словарь «Тула баянная»

Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка тульских авторов для баяна и аккордеона...
Нотная галерея...
Тула баянная: Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоальбом...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Мини-словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Из истории конкурса имени Н.И.Белобородова...
Конкурсы: Итоги...
Биография Александра Белоусова...
Александр Белоусов: Фотоальбом...
Публикации Александра Белоусова...
Играют ученики Александра Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов ...
Каталог сайтов...
Белые каталоги сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...

Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Чудеса Православия...
Теория Большого взрыва: мифы и реальность...

 

 

Сизов Иван Евстратьевич

 

1793, Тула – 1855, там же.
Оружейный и гармонный мастер, основатель гармонного производства в России, организатор одной из первых гармонных фабрик.

В июле 1830 году тульский оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов приобрел на Нижегородской ярмарке за 40 рублей ассигнациями (по другим данным за 35 рублей) немецкую однорядную гармонь. Приехав домой, в знаменитую в Туле Чулковскую слободу, он сразу же разобрал своё приобретение на части и одну за другой стал их копировать. Скоро умелец изготовил инструмент, не отличающийся по качеству звучания от зарубежной диковинки. Так появилась на свет первая отечественная гармонь.

Известно, что звучащие под напором воздушной струи язычки были хорошо знакомы тульским мастерам и задолго до этой, вошедшей в историю развития гармоники поездки. Так, ещё в 1810 году (а возможно и значительно раньше) братья Шкунаевы использовали язычковые планки при изготовлении детских свистулек. Но гармонь в отличие от детских игрушек обладала несравненно более сложной конструкцией, а, следовательно, и большими исполнительскими возможностями. Тульские гармони того времени состояли из двух полукорпусов, соединённых мехом. В на грифе правого полукорпуса насчитывалось от 5 до 10 клавиш, расположенных в ряд, а на левом полукрпусе 2 клавиши, позволявшие извлекать бас и мажорное трезвучие на разжим, и доминанту при игре на сжим.

Иван Евстратьевич не ограничился созданием единичного образца гармони, а продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов, параллельно обучаясь не только тонкостям производства, но и игре на гармони, что в значительной мере способствовало её распространению среди местного населения.

Воодушевлённые примером Сизова многие тульские умельцы также стали изготовлять гармони той же системы. Популярность нового музыкального инструмента среди местного населения постоянно росла, а вслед за популярностью росла и потребность в нём. Гармонные мастера не успевали за неуклонно увеличивающимся спросом. Поэтому очень скоро в дело включились и члены их семей. Появились домашние мастерские, некоторые из которых в дальнейшем превратились в фабрики. Одна из первых гармонных фабрик была организована Сизовым Иваном Евстратьевичем. (Первую фабрику основал Воронцов Тимофей Пименович) Несколько позже гармони стали производить и в других городах России.

Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что гармонная фабрика И.Е. Сизова была довольно масштабным производством, на котором, например, только в 1848 году было изготовлено 3700 музыкальных инструментов /6, стр. 283/. После смерти Ивана Евстратьевича его детище прекратило своё существование. Однако вся деятельность Сизова Ивана Евстратьевича оставила заметный след в истории, так как послужила огромным импульсом и для становления гармонного производства в России, и для развития национальной культуры (причём не только русской).

 

Литература об Иване Сизове

 

1. Белоусов А.В. Сизов Иван Евстратьевич // Тульский биографический словар ь (В 2-х томах). Т. II. М – Я / Редкол.: А.Д. Афанасьев, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И. Крутикова; Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. – С. 179 – 180;
2. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. М., 1986. – С. 35;
3. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов и уч-щ. – М.: Изд-во ОРМ им. Гнесиных, 2002. – С. 108;
4. Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967. – С. 41 – 43;
5. Мирек А. ... И звучит гармоника. М., 1979;
6. Мирек А.М. Сизов Иван Евстратьевич // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: «ИНТЕРПРАКС», 1994. – С. 282 – 283.

 

 

 

 

© Белоусов А.В., 2007 – 2016: Страница создана 11.11.2009. Последнее обновление 14.11.2016. При использовании материалов сайта ссылка на http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна.

 

Альтернативная психология, семиотика, лингвистика Дивеевские чудеса исцеления Рейтинг@Mail.ru