Отзыв о нотном сборнике А. Белоусова «Музыкальные зарисовки»
«Перед преподавателями
и баянистами-исполнителями постоянно возникает проблема дефицита
оригинального репертуара, который учитывал бы специфику современного
инструмента. Хотя к настоящему времени для баяна написано много
интересных произведений, данная проблема до сих пор не потеряла своей
актуальности.
Сборник «Музыкальные зарисовки» – попытка автора
внести свой вклад в расширение баянного педагогического репертуара. Данное
сочинение предназначено для исполнения учащимися старших классов детских
музыкальных школ и школ искусств. Сборник состоит из двух циклов:
«Музыкальные зарисовки» и «Посвящения». Каждая пьеса первого цикла имеет своё
программное название и раскрывает какой-то один музыкальный образ. Элементы
программности прослеживаются и во многих произведениях второго цикла. Это
требует от учащихся определённой исполнительской подготовки и в то же время
способствует формированию у них соответствующего образного мышления, а также
многих технических навыков.
Для детей, несомненно, представит интерес исполнение ярких
музыкальных миниатюр: «Маленький непоседа», «Пляшет
дождик», «Во кузнице», «Весёлое путешествие», «На зарядку
становись!», Юморескаи др., которые отличаются хорошо
запоминающейся мелодикой и простой гармонической фактурой.
«Пусть пальцы немного побегают» и «Что-то быстрое» – сочинения
этюдного характера. Вторая из упомянутых пьес имеет технические трудности для
исполнения в партии левой руки на готовой клавиатуре, поэтому, как вариант,
её можно рекомендовать исполнять на выборной клавиатуре.
«В царстве Нептуна», «На
велосипеде», «Раз, два, левой!» отличаются своей колоритностью, но в
то же время имеют более сложный гармонический и мелодический язык, что
требует от исполнителя соответствующей музыкальной подготовки.
Для пьес «Шествие»,
«Раз, два, левой!» и
первой части Музыкального момента b-moll характерен строгий метроритм.
Их исполнение способствует формированию хорошо организованного
игрового аппарата, ритмической и темповой устойчивости, артикуляционной
чёткости. В противоположность указанным произведениям при исполнении
Музыкального момента a-moll, в средних частях Музыкального
момента b-mollи музыкальной зарисовке «В царстве Нептуна» требуется большая
метроритмическая и темповая свобода. Эти произведения позволяют педагогу
и исполнителю очень творчески подходить к прочтению авторского текста.
Результатом чего, является приобретение и совершенствование навыков
игры rubato.
В большинстве произведений сборника «Музыкальные зарисовки» перед
исполнителем открывается широкое поле для экспериментов в области динамики и
микродинамики. Все произведения настоящего сборника имеют строгую форму;
включают очень разнообразную, но вместе с тем удобную для исполнения на баяне
фактуру; изобилуют современными техническими приёмами (кластеры, разные
виды глиссандо и пр.), очень мелодичны, и, в целом, обладают несомненной
художественной ценностью.
Считаю, что знакомство с произведениями сборника «Музыкальные зарисовки»
принесёт большую ползу учащимся, и рекомендую включить их в педагогический
репертуар старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. Отдельные
произведения, такие как Музыкальный момент b-moll, «Рождественские
колокола», «На
велосипеде», также могут быть включены в учебные программы
студентов I – II курсов музыкальных училищ».
Заслуженный деятель искусств РФ,
заслуженный артист Карелии, ректор Петрозаводской государственной
консерватории, профессор В.А.
Соловьёв.
На верхнем фото: фрагмент
нотного текста из сборника Александра Белоусова «Музыкальные
зарисовки».
На нижнем фото: обложка нотного сборника А. Белоусова «Музыкальные
зарисовки» (Тула, 2000).