Хегстрем Владимир Петрович

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Биографический словарь «Тула баянная»: Хегстрем Владимир Петрович


Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Методические комментарии...
Мини словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Чудеса Православия


Хегстрем Владимир Петрович


Хегстрем Владимир Петрович, Тула: https://a-v-belousov.narod.ru/slovar14.htm15 июля 1864 *, Тула – 12 января 1920 там же.
Исполнитель, дирижёр, педагог, конструктор гармоник, руководитель оркестра гармонистов, основатель Первого Российского общества любителей игры на хроматических гармониках

Родился в семье коренных туляков. В юношеские годы поступил счётным работником в Тульское дворянское депутатское собрание, а позднее стал бухгалтером. С 1917 года работал в Земуправлении города Тулы. С детских лет полюбил гармонь. В 1881 году становится учеником Николая Ивановича Белобородова. В дальнейшем всю свою жизнь, как и его учитель, посвятил пропаганде и усовершенствованию этого музыкального инструмента.

В 1900 году Владимир Петрович сконструировал хроматическую гармонь с трёхрядным расположением клавиш на правой клавиатуре. Подобная конструкция получила известность как «система Хегстрема». В 1902 году создал гармонь-бас – первый тембровый, кнопочный инструмент с неизменяющимися при смене меха звуками.

В 1901 – 1902 годах в его руки переходит руководство оркестром гармонистов, созданного Н.И. Белобородовым. Многодетный В.П. Хегстрем выделяет средства из более чем скромного семейного бюджета на приобретение для оркестра новых инструментов своей конструкции. Это позволило значительно расширить исполнительские возможности коллектива. Оркестр часто выступал в городах России и Украины: Петербурге, Воронеже, Калуге, Пензе, Сумах, Курске, Серпухове и др.

10 декабря 1907 года оркестр продемонстрировал своё мастерство перед взыскательной публикой в Малом зале Московской консерватории. До этого гармони никогда не звучали в подобных аудиториях. В концертную программу оркестра входили произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ш. Гуно, И. Штрауса. В 1908 году известная фирма «Бр. Патэ» записывает на грампластинки ряд произведений в исполнении тульских музыкантов.

С 1906 года началась деятельность Владимира Петровича Хегстрема по организации Первого Российского общества любителей игры на хроматических гармониках. 29 января 1907 года Устав общества был утверждён тульским вице-губернатором. Задачей общества являлось: посредством устройства концертов, выставок, издания книг, журналов, трудов по производству хроматических гармоник способствовать усовершенствованию и широкому распространению этих музыкальных инструментов. Общество избрало несколько почётных членов (в их числе граф Лев Николаевич Толстой и Николай Иванович Белобородов)

В 1919 году оркестр В.П. Хегстрема зачислили в штат губернского Пролеткульта. В его состав входило около 40 человек. Он стал первым в мира оркестром гармоник, взятым на государственное содержание.

Афиша выступления оркестра  В.П. Хегстрема. Москва, 1907 год: https://a-v-belousov.narod.ru/slovar14.htm

Помимо того, что В.П. Хегстрем хорошо владел техникой аранжировки и оркестровки, он сочинил целый ряд произведений для своего оркестра, в том числе: марши, Лезгинку, Баркаролу, фантазии, пьесу «Пассажирский поезд» и др. Жизнь этого неутомимого энтузиаста оборвалась в самом расцвете творческих сил во время эпидемии тифа.

Об этом замечательном музыканте Альфред Мирек написал: «Деятельность Хегстрема явилась существенным вкладом в историю гармонной культуры в целом и особенно в становление оркестрового исполнительства, развития репертуара, совершенства партитурных записей, а также в создании практических основ преподавания на баяне, проведения учебно-репетиционной работы своего оркестра» /8, 301/.

* Примечание: Во всей баянной справочной литературе датой рождения Владимира Петровича Хегстрема значится 1865 год, однако, согласно документам, хранящимся в Мемориальном музее Н.И. Белобородова, датой его рождения необходимо считать 15 июля 1864 года.

Оркестр хроматических гармоник. Руководитель В.П. Хегстрем, Тула: https://a-v-belousov.narod.ru/slovar14.htm

- На первом фото – Хегстрем Владимир Петрович, Тула.

- На втором фото – афиша концерта Первого Российского Общества любителей игры на хроматических гармониках под управлением Председателя Общества Владимира Петровича Хегстрема в Малом зале Московской консерватории. Москва, 10 декабря 1907 года.

- На третьем фото – наследие Николая Ивановича Белобородова – оркестр хроматических гармоник, который его создатель передал под управление Владимиру Петровичу Хегстрему (на снимке стоит с дирижёрской палочкой). В центре сидит гармонист с трёхрядной хроматической гармонью системы Хегстрема. Судя по тому, что Владимир Петрович ещё не успел переоснастить оркестр трёхрядными инструментами, и на снимке гармонь подобной конструкции присутствует в единственном экземпляре, это фото сделано в 1901 – 1902 гг.


Литература о Владимире Хегстреме


1. Басурманов А.П. Хегстрем Владимир Петрович // Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор. 1986. – С. 128;
2. Белоусов А.В. Хегстрем Владимир Петрович // Тульский биографический словарь (В 2-х т.) Т. 2. М – Я / Редкол.: А.Д. Афанасьева, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И. Крутикова; Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: изд-во «Пересвет», 1996. – С. 286 – 287;
3. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
4. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове и конкурсе его имени. – Тула, 2000. – 136 с.;
5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М.: Советский композитор.1983. – с. 47 – 58;
6. Максимов Е. Н.И. Белобородов // Российски музыканты-самородки… В.В. Андреев, Н.И. Белобородов, О.У. Смоленский, П.Е. Невский, Б.И. Трояновский: Факты, документы, воспоминания. – М.: Советский композитор, 1987. – С. 94 – 118;
7. Мирек А. ...И звучит гармоника. М.,1979;
8. Мирек А.М. Хегстрем Владимир Петрович // Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 300 - 301;
9. Нодь Ю. Ученик Н.И. Белобородова // Газета «Под сенью Муз» № 38. – Тула, апрель 1995. – С. 3.
10. Петухов А.А. Хегстрем Владимир Петрович // Гордость земли тульской (Замечательные люди нашего края). – Т. II / Сост. С.Д. Ошевский. – Тула: Приокск. кн. изд-во, 1991. – С. 334;
11. Чинков И.И. Тульский баян. – Тула: Приокское книжное издательство, 1992;
12. Белоусов А.В. Об истоках тульской баяно-аккордеонной композиторской школы // Методические рекомендации к компьютерной презентации «Тульские композиторы – авторы музыки для баяна и аккордеона» // Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах –
[Электронный ресурс. Обращение 02.08.2023]. – Режим доступа: https://a-v-belousov.narod.ru/word/belousov_tulskie_kompozitory_kommentarii.rar – С. 3 – 7.

Белоусов Александр Васильевич,
преподаватель Детской школы искусств № 1 города Тулы,
руководитель Тульского методического объединения преподавателей ДШИ по специальности баян-аккордеон,
председатель Региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»,
академик Международной Академии Фундаментального Образования Рег. № 039,
доктор философии.




© Белоусов А.В., 2007 – 2024

Страница создана 14.11.2016. Последнее обновление 08.09.2024. При использовании материалов сайта ссылка на https://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна