А. Белоусов. Обработки народных мелодий для баяна: Методические рекомендации

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

«Не позволяй душе лениться... Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!» /Н. А. Заболоцкий/


Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Методические комментарии...
Мини словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...




Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Серафим Саровский: житие
- Белоусов А.В. Законы обращения абсурда


А. Белоусов. Обработки народных мелодий для баяна: Методические рекомендации


В 2019 году в издательстве Тульского государственного университета был издан нотный сборник Александра Белоусова «Обработки народных мелодий для баяна». В 2021 году автор написал методические комментарии к этому сочинению, которые впоследствии были им представлены на Конкурс методических работ педагогических работников детских школ искусств Тульской области. Всего на конкурс поступили 100 работ от 150 авторов. Методические рекомендации Александра Белоусова стали победителями конкурса. Им был присуждён Диплом лауреата I степени.
Далее следует вступление к методическим рекомендациям.

Полностью работа размещена в приложении
Методические рекомендации к сборнику А. Белоусова «Обработки народных мелодий для баяна».


К вопросу о дефиците педагогического репертуара для занятий в классе баяна


Титульный лист Методических рекомендаций А. Белоусова. Тула, 2021 год: http://a-v-belousov.narod.ru/ В более ранних наших работах (например, Белоусов А.В. Методические рекомендации к авторским сборникам педагогического репертуара для занятий с учащимися младших классов ДШИ по специальности баян) мы неоднократно писали о дефиците педагогического репертуара, с которым приходится постоянно сталкиваться преподавателям по специальности в классе баяна и аккордеона. Именно определённый дефицит педагогического репертуара является одной из причин композиторской активности многих преподавателей детских школ искусств.

Известный тульский методист Л.А. Бондарева в своей Рецензии на методический семинар А. Белоусова так раскрывает причины, побуждающие педагогов ДШИ и ДМШ к работе над созданием нового педагогического репертуара: «Наблюдения за развитием педагогического процесса в Тульском регионе позволяют выявить тенденцию, которая заключается в том, что многие ведущие преподаватели по классу баяна – аккордеона в своих творческих поисках всё чаще обращаются к композиторской деятельности. Это обусловлено разными причинами.

Во-первых, баян является относительно молодым музыкальным инструментом, а потому существует определённый дефицит исполнительского и педагогического репертуара, который и пытаются самостоятельно восполнить многие педагоги.
Во-вторых, музыкальный язык произведений, используемых в учебном процессе, требует постоянного обновления, что крайне важно для воспитания современного исполнителя.
В-третьих, обращение к композиторской деятельности позволяет преподавателю решить совершенно конкретные задачи, связанные с индивидуальными особенностями развития каждого учащегося».

В продолжение данной темы скажем (напишем), что об актуальности проблемы необходимости пополнения педагогического репертуара свидетельствуют исполнительские программы областных и международных конкурсов, в которых  постоянно появляются всё новые и новые ранее нигде не исполнявшиеся музыкальные сочинения. Так, на Международном конкурсе юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н.И. Белобородова в разные годы впервые были исполнены произведения, которые затем получили широчайшее распространение. Это сочинения тульских композиторов Владимира Фоменко: Игривый котёнок, Тарантелла, Скерцо; Владимира Усачёва: Весёлый музыкант, Русское рондо, Музыкальный момент; Олега Гамаюнова: Экзерсис; Владимира Александрова: Вальс снежинок и др.

Именно дефицит педагогического репертуара является основной причиной того, что многие, в том числе и тульские музыканты и педагоги, продолжают работать над его пополнением. В последнее время увидели свет новые нотные сборники произведений, созданных авторами Тульского региона. В качестве примеров можем привести следующие публикации:
- Александров В. Детская музыка для баяна: для учащихся средних и старших классов ДШИ. – Пос. Заокский: Источник жизни, 2019. – 40 с.
- Белоусов А. Обработки народных мелодий для баяна. Педагогический репертуар для ДМШ и ДШИ. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. 40 с.
- Гамаюнов О. Настоящий ДЕТСКИЙ альбом аккордеониста. – Тула, 2020. – 42 с.
- Сенин С.В. Тульский альбом: Пьесы для аккордеона (баяна). – Тула, 2020. – 84 с.

Но, несмотря на постоянное появление всё новых и новых произведений для баяна и аккордеона, проблема дефицита педагогического репертуара по-прежнему остаётся актуальной. Особенно это бросается в глаза в детских школах искусств и в детских музыкальных школах при составлении индивидуальных планов учащихся...


Методические рекомендации к сборнику А. Белоусова «Обработки народных мелодий»


А. Белоусов Диплом лауреата I степени конкурса методических работ. Тула, 2021 год: http://a-v-belousov.narod.ru/  Многие преподаватели детских музыкальных школ и детских школ искусств по классу баяна и аккордеона особое внимание уделяют жанру обработки народных или популярных мелодий. Произведения этого жанра в обязательном порядке включаются в репертуарные списки рабочих программ по специальности баян и аккордеон. Обработки народных мелодий регулярно звучат на академических концертах, на академических зачётах, на выпускных экзаменах, в конкурсных прослушиваниях и в различных открытых концертах.

Включение жанра обработок в педагогический репертуар учащихся ДМШ и ДШИ обусловлено двумя главными причинами.
Во-первых, темы обработок обычно проходят сквозь «сито времени», которое способны преодолеть лишь настоящие шедевры музыкального искусства. Поэтому сами по себе темы обработок обычно являются произведениями достаточно высокого художественного уровня.
Во-вторых, подавляющее число обработок мелодий делается с использованием вариационной формы. При этом конкретные вариации могут быть использованы в качестве инструктивного материала, предназначенного для приобретения и закрепления конкретных умений и навыков.

В полной мере этим двум положениям соответствует комментируемый нами нотный сборник, большинство произведений которого прошли испытание практикой в классе автора и других преподавателей Детской школы искусств № 1 города Тулы...

Продолжение работы размещено в приложении
Методические рекомендации к сборнику А. Белоусова «Обработки народных мелодий для баяна».

- На верхнем фото – титульный лист Методических рекомендаций к нотному сборнику Александра Белоусова «Обработки народных мелодий для баяна». Тула, 2021 год.
- На нижнем фото – Диплом лауреата 1 степени, которым был удостоен преподаватель Детской школы искусств № 1 г. Тулы Белоусов Александр Васильевич за победу в конкурсе методических работ педагогических работников детских школ искусств Тульской области. Тула, 2021 год.





© Белоусов А.В., 2007 – 2021: Страница создана 26.10.2021. При использовании материалов сайта ссылка на http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна

Рейтинг@Mail.ru