Методические комментарии к пьесе Владимира Усачёва «Русское рондо»
Усачёв
Владимир Петрович (1938 – 2005) – тульский преподаватель,
композитор, аранжировщик. Его виртуозное произведение «Русское
рондо», имеющее подзаголовок «Рондо в русском стиле», публикуется
впервые. Рондо – музыкальная форма, в основе которой лежит чередование
главной темы с несколькими эпизодами, основанное по принципу контраста
– тонального, фактурного, динамического, образного. Возникает как бы
движение по кругу – АВАСА...А, недаром название «рондо» происходит
от французского слова, означающего «круг». «Русское рондо» имеет
классическую форму: три проведения главной темы – задорный рефрен
(А) в ля-миноре и две побочные темы – эпизоды: 1-й искристый, со скрытой
темой в Фа-мажоре (В), и 2-й распевно-танцевальный в си-бемоль миноре
(С). Дополнено рондо вступлением и заключением – кодой. Пьеса-праздник,
в которой ярко обозначен танцевальный характер, игривость, русский
размах в сочетании с задушевными песенными интонациями.
Главное, с чем столкнётся юный исполнитель, – это необходимость играть
быстро и долго. Здесь понадобится умение работать при разучивании в
группировке по 4 ноты, а в более быстром темпе – в группировке по 8
шестнадцатых нот. Придётся потрудиться и над выработкой «чувства баса».
Бас, совпадающий с опорной нотой в партии правой руки, необходимо
извлекать активнее, глубже, но с поверхности клавиши без пальцевого
замаха. Опорную ноту в партии правой руки (1-ю в группе из 4-х, а затем
из 8-ми нот), напротив, брать ударом с предварительным пальцевым
замахом, который по мере прибавления темпа практически сойдёт на
нет, сохранив в кончике пальца ощущение доли. Это позволит сохранять
метроритмическую и темповую устойчивость. Во 2-м эпизоде (С) необходим
другой характер туше – кистевое стаккато на аккордах и «ласкающие
пальцы» на двойных нотах. Пальцы должны выполнять различные образные
задачи, по-разному прикасаться и извлекать звук.
Осваивая мелкую технику, нужно исполнять шестнадцатые ноты пальцевым
нон легато, как бы разделяя «легатные» слова на буквы, избегая излишнего
давления на клавиши, чтобы иметь на финише рассыпчатые шестнадцатые,
которые гораздо «вкуснее» каши-размазни. Отчётливая «дикция», умение
проговаривать каждый звук позволит добиваться хорошей артикуляции и
не будет препятствовать развитию скоростных качеств, так необходимых
при исполнении виртуозного произведения.
Чтобы выдержать объём пьесы, необходимо учиться отдыхать по ходу
игры, как птица во время полёта, используя паузы, смену фактуры,
замену игрового приёма, к примеру, использование приёма ротации в
1-м эпизоде, работу кисти на аккордах и снятиях лиг во 2-м эпизоде
и т.п. Чтобы избежать динамического однообразия и этюдности при
исполнении шестнадцатых нот, необходимо интонировать, соблюдая
простой принцип: при движении мелодии вверх – крещендо, вниз –
диминуэндо, с учётом образной составляющей. «Русское рондо» В. Усачёва
– концертное музыкальное произведение, требующее от исполнителя
виртуозного владения инструментом, исполнительской выдержки,
самоотдачи и культуры исполнения.
/Заслуженный
работник культуры России Галина Крылова./
Источник информации: Крылова Г.И. Владимир Усачёв. «Русское рондо»
// Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: вып. 2 /
сост. и исполнит. ред. Е. Лёвина,
С. Мажукиной. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 63 с. (Учебное пособие для ДМШ). – С. 63.