На Тульской земле зародилось не только отечественное
производство гармоней и баянов... Здесь
были созданы и первые произведения, специально написанные для этих
музыкальных инструментов.
Одним из первых авторов, пишущим музыку для гармони, стал Николай
Иванович Белобородов. Он сочинял оригинальные произведения,
делал обработки народных мелодий и перекладывал лучшие образцы популярной
классической музыки сначала для хроматической гармони, потом для семейного
трио, наконец, для своего знаменитого детища – оркестра хроматических
гармоник. Им написаны полька «Фантазия», кадриль «Охота», Вальс и другие
музыкальные произведения. По мнению специалистов его музыкальные
сочинения не представляют большой художественной ценности. Однако
Н.И. Белобородов своей деятельностью указал не только пути дальнейшего
развития музыкального исполнительства на клавишных язычковых
музыкальных инструментах, но и обозначил направления создания
соответствующего репертуара, необходимого как для сольного исполнительства,
так и для ансамблевого музицирования.
Достойным продолжателем дела известного тульского музыканта-самородка
стал Владимир
Петрович Хегстрем, который не только руководил созданным Н.И
Белобородовым оркестром, но, как и его учитель, делал аранжировки
для этого музыкального коллектива, сочинял собственные произведения. Им были
написаны несколько маршей, вальс «Привет друзьям», полька-мазурка «Сюрприз»,
Лезгинка, баркарола «Разбитая мечта», фантазии, пьеса «Пассажирский поезд»,
попурри из опер и другие произведения. В честь организации в Туле
Первого российского общества любителей игры на хроматических гармониках
В.П. Хегстрем написал марш «Во славу гармоники».
Как сочинитель вальсов и маршей в своё время был известен сын Леонтия
Алексеевича Чулкова – Виссарион Леонтьевич Чулков.
Наряду с расширяющимся производством музыкальных инструментов в 50-е – 60-е
годы прошлого века в Тульской области в массовом порядке стали открываться
детские музыкальные школы, педагогические кадры для которых поставляло Тульское
музыкальное училище имени А.С. Даргомыжского. В это время
в регионе появилось много замечательных педагогов, которые не только
обучали игре на баяне и аккордеоне, но и вели работу над расширением
педагогического репертуара, пополняя его собственными оригинальными
произведениями.
Наиболее известным в Тульском крае автором того времени был преподаватель
Привокзальной детской музыкальной школы города Тулы Александр Александрович
Сушкин. В 1969 при содействии управления культуры Тульской
области им на правах рукописи впервые в области издан авторский нотный
сборник «Пьесы и этюды для баяна. – Тула, 1969», который был распространён
во многих музыкальных школах Тульского региона. Все произведения из этого
нотного сборника размещены на страницах Александр Сушкин: Ноты пьес
для баяна и Александр Сушкин: Ноты этюдов
для баяна.
В 1999 году преподаватель муниципального лицея № 3 города Тулы Сергей
Валентинович Нефёдов первым из тульских авторов издал
типографским способом нотный сборник: «Нефёдов С. Концертные пьесы
для баяна. – Тула: Гриф и К, 1999. – 56 с.» Ноты этого сборника размещены
на странице: Сергей Нефёдов: ноты сочинений для баяна и аккордеона.
Первым (и пока единственным) представителем тульской
баяно-аккордеонной исполнительской школы, который на профессиональном
уровне стал заниматься композицией, является Фоменко Владимир
Михайлович. Он до сих пор остаётся единственным проживающим
в Тульском регионе членом союза композиторов России и членом союза
композиторов Москвы. Ноты отдельных его произведений размещены на
странице Владимир Фоменко: Ноты сочинений для аккордеона
и баяна.
На нашем сайте музыка тульских авторов для баяна и аккордеона
представлена в виде нотных архивов, видеоссылок и аудиозаписей
произведений, сделанных в формате mp3.