15 июля 1864 *, Тула – 12 января 1920 там же.
Исполнитель, дирижёр, педагог, конструктор гармоник, руководитель
оркестра гармонистов, основатель Первого Российского общества любителей
игры на хроматических гармониках
Родился в семье коренных туляков. В юношеские годы поступил счётным
работником в Тульское дворянское депутатское собрание, а позднее стал
бухгалтером. С 1917 года работал в Земуправлении города Тулы.
С детских лет полюбил гармонь. В 1881 году становится учеником Николая
Ивановича Белобородова. В дальнейшем всю свою жизнь,
как и его учитель, посвятил пропаганде и усовершенствованию этого
музыкального инструмента.
В 1900 году Владимир Петрович сконструировал хроматическую гармонь
с трёхрядным расположением клавиш на правой клавиатуре. Подобная
конструкция получила известность как гармоника «системы Хегстрема».
В 1902 году он создал гармонь-бас – первый тембровый кнопочный
инструмент с неизменяющимися при смене меха звуками.
В 1900 – 1901 годах Н.И. Белобородов делает его своим приемником, доверив
руководство первым в мире оркестром хроматических гармоник. Многодетный
В.П. Хегстрем выделяет средства из более чем скромного семейного
бюджета на приобретение для оркестра новых музыкальных инструментов
своей конструкции. Это позволило значительно расширить исполнительские
возможности коллектива. Оркестр стал гастролировать в различных городах
России и Украины: в Петербурге, Воронеже, Калуге, Пензе, Сумах, Курске,
Серпухове и др.
10 декабря 1907 года оркестр продемонстрировал своё мастерство перед
взыскательной публикой в Малом зале Московской консерватории. До этого
гармони никогда не звучали в подобных аудиториях. В концертную программу
оркестра входили произведения М.И. Глинки, И. Штрауса, П.И. Чайковского,
Ш. Гуно. В 1908 году известная французская фирма «Братья Патэ» записывает на
грампластинки ряд произведений в исполнении тульских музыкантов.
С 1906 года началась деятельность Владимира Петровича Хегстрема по
организации Первого Российского общества любителей игры на хроматических
гармониках. 29 января 1907 года Устав общества был утверждён
тульским вице-губернатором. Задачей общества являлось: посредством
устройства концертов, выставок, издания книг, журналов, трудов по
производству хроматических гармоник способствовать
усовершенствованию и широкому распространению этих музыкальных
инструментов. Общество избрало несколько почётных членов (в их числе
граф Лев Николаевич Толстой и Николай Иванович Белобородов).
В 1919 году оркестр В.П. Хегстрема зачислили в штат губернского Пролеткульта.
В его состав входило около 40 человек. Он стал первым в мира оркестром
гармоник, взятым на государственное содержание.
Помимо того, что В.П. Хегстрем хорошо владел техникой
аранжировки и оркестровки, он сочинил целый ряд произведений для
своего оркестра, в том числе: марши, Лезгинку, Баркаролу, фантазии,
пьесу «Пассажирский поезд» и др. Жизнь этого неутомимого энтузиаста
оборвалась в самом расцвете творческих сил во время эпидемии тифа.
Об этом замечательном музыканте заслуженный деятель искусств России,
доктор искусствоведения, профессор, автор учебников, энциклопедий и
монографий Альфред Мартинович Мирек написал: «Деятельность Хегстрема
явилась существенным вкладом в историю гармонной культуры в целом и
особенно в становление оркестрового исполнительства, развития репертуара,
совершенства партитурных записей, а также в создании практических основ
преподавания на баяне, проведения учебно-репетиционной работы своего
оркестра» /8, 301/.
Музыкальная общественность города Тулы бережно хранит память о своём
замечательном земляке.
- 15 ноября 2024 года в Мемориальном музее Н.И. Белобородова был проведён
круглый стол «Цель музыки – трогать сердца» (И.С. Бах), приуроченный к
160-летию со дня рождения В.П. Хегстрема.
- 25 января 2025 года состоялся Открытый городской конкурс юных баянистов
и аккордеонистов «Тула баянная», посвящённый 160-летию со дня рождения
Владимира Петровича Хегстрема.
* Примечание: Во всей баянной справочной литературе датой
рождения Владимира Петровича Хегстрема значится 1865 год, однако,
согласно документам, хранящимся в Мемориальном музее
Н.И. Белобородова, датой его рождения необходимо считать
15 июля 1864 года.
- На первом фото – Хегстрем Владимир Петрович, Тула.
- На втором фото – наследие Николая Ивановича Белобородова – оркестр
хроматических гармоник, который его создатель передал под управление
Владимиру Петровичу Хегстрему (на снимке стоит в центре). Четвёртый
слева сидит оркестрант с трёхрядной хроматической гармонью системы
Хегстрема (вероятно, это солист оркестра – Канищев Владимир Алексеевич).
Судя по тому, что Владимир Петрович ещё не успел полностью переоснастить
оркестр трёхрядными инструментами, и на снимке гармонь подобной
конструкции присутствует в единственном экземпляре, это фото сделано в 1900 – 1901 гг.
- На третьем фото – афиша концерта Первого Российского Общества
любителей игры на хроматических гармониках под управлением Председателя
Общества Владимира Петровича Хегстрема в Малом зале Московской
консерватории. Москва, 10 декабря 1907 года.
- На четвёртом фото – обложка программы круглого стола «Цель музыки –
трогать сердца», приуроченного к 160-летию со дня рождения В.П. Хегстрема
Литература о Владимире Петровиче Хегстреме
1. Басурманов А.П. Хегстрем Владимир Петрович //
Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр.
и доп. – М.: Советский композитор. 1986. – С. 128;
2. Белоусов А.В.Хегстрем Владимир Петрович // Тульский биографический
словарь (В 2-х т.) Т. 2. М – Я / Редкол.: А.Д. Афанасьева, В.И. Боть и др.; Под
ред. В.И. Крутикова; Сост. С.Д. Ошевский. –
Тула: изд-во «Пересвет», 1996. – С. 286 – 287;
3. Имханицкий М.И. История исполнительства
на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов. – М.:
Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
4. Звучи, гармонь, во все века! Сборник статей о Н.И. Белобородове
и конкурсе его имени. – Тула, 2000. – 136 с.;
5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.
– М.: Советский композитор.1983. – с. 47 – 58;
6. Максимов Е.Н.И. Белобородов // Российски
музыканты-самородки… В.В. Андреев, Н.И. Белобородов, О.У. Смоленский,
П.Е. Невский, Б.И. Трояновский: Факты, документы, воспоминания. –
М.: Советский композитор, 1987. – С. 94 – 118;
7. Мирек А. ...И звучит гармоника. М.,1979;
8. Мирек А.М. Хегстрем Владимир Петрович // Гармоника.
Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга.
– М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 300 - 301;
9. Нодь Ю. Ученик Н.И. Белобородова // Газета «Под сенью Муз»
№ 38. – Тула, апрель 1995. – С. 3.
10. Петухов А.А. Хегстрем Владимир Петрович // Гордость
земли тульской (Замечательные люди нашего края). – Т. II / Сост.
С.Д. Ошевский. – Тула: Приокск. кн. изд-во, 1991. – С. 334;
11. Чинков И.И. Тульский баян. – Тула: Приокское книжное
издательство, 1992;
12. Белоусов А.В. Об истоках тульской баяно-аккордеонной
композиторской школы // Методические рекомендации к компьютерной
презентации «Тульские композиторы – авторы музыки для баяна и аккордеона» //
Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах –
[Электронный ресурс. Обращение 02.08.2023]. – Режим доступа: https://a-v-belousov.narod.ru/word/belousov_tulskie_kompozitory_kommentarii.rar
– С. 3 – 7.