На официальном сайте ООО «Тульская Гармонь»
представлены фото образцов баянов, аккордеонов, гармоней, выпускаемых предприятием;
характеристики продукции; новости об участии и победах производственной
компании в выставках музыкальных инструментов; информация о культурных
мероприятиях, проходящих при разнообразной поддержке ООО
«Тульская Гармонь»; статьи о выдающихся мастерах и конструкторах
гармоней и баянов; ссылки на сайты партнёров и иная полезная информация.
Почтовый адрес компании: 300016, Россия, Тула, улица 5-я Криволученская, дом 3,
ООО «Тульская Гармонь».
Телефоны 8 (4872)
40-67-99, 8 (4872) 40-66-86, +7 (920) 779-50-50
Представительство в Москве +7 (916) 876-56-72.
Производственная компания «Тульская Гармонь» – историческая справка
Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции,
восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники.
Ведь отечественное производство гармоник началось именно в Туле.
Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник
были изготовлены тульскими мастерами – братьями Шкунаевыми в своей
домашней мастерской.
Примерно с 1820 года производство простых ручных гармоник в
полуподвальном этаже своей самоварной фабрики начал оружейник
Тимофей
Воронцов.
А 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской
ярмарки простейшую 5-ти клапанную гармошку. Сначала он открыл гармонную
мастерскую, в которой, копируя этот образец, стал изготовлять такие же,
а затем организовал у себя и массовое производство гармоник.
Наиболее значимой фабрикой гармоник в Туле была фабрика >братьев
Киселевых, которая в основном специализировалась на выпуске
двух- и трехрядных венских гармоник.
Об успехах этой фабрики свидетельствует то, что в 1900 году на
Международной торговой выставке в Париже двух- и трехрядные венски
е гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905–1907 гг. фабрика
начала изготавливать и трехрядные хроматические гармоники
– «левая по правой (выборные) и ножные басы», которые к 1914 г. были
отмечены золотой, и тремя серебряными и бронзовыми медалями.
Тула была главным поставщиком гармоник для всей Российской
империи. Звуковые возможности гармоней, ввозимых из-за границы,
не удовлетворяли русских музыкантов, а к тому времени уже проявилась
одна из художественно-стилевых особенностей тульских гармоней
– их неповторимое камерное звучание.
Среди гармонных мастеров конца XIX века особенно выделяется Леонтий
Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал гармонную
мастерскую, где работал с 6-ю своими сыновьями, самым талантливым
из которых был Геннадий: в 1907 году Геннадий Чулков создал
механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники.
С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не
только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордового
набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение
им было взято патентное свидетельство. С тех пор и до настоящего времени
механика Геннадия Чулкова применяется на всех
«венских» гармониках, что придает всем произведенным в Туле гармоникам
особое художественно-стилевое звучание басовых партий.
Уже первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью,
хорошим качеством и внешней привлекательностью, но в то же время
имели существенный изъян – у гармоник отсутствовал хроматический
строй, что ограничивало музыкально-художественные возможности
инструментов. Создание гармоники с хроматическим строем стало
первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из усовершенствователей и пропагандистов гармоники
был тульский мещанин Николай Иванович Белобородов
(15 февраля 1828 – 28 декабря 1912). В 1870-е годы, стараясь расширить
ее возможности, он предложил мастеру Леонтию Алексеевичу Чулкову
изготовить инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным
эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему
клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт
мастера.
Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной
хроматической гаммой, включавшей не только семь основных нот, как
обычно, но пять полутонов. Первый ряд был оставлен таким же, как в
обычной тульской гармонике с русским строем, а хроматические
полутона были вынесены во второй ряд. Такое расположение давало
возможность быстро освоить новшество всем, кто был знаком с русской
двухрядной гармоникой. Новая хроматическая гармонь получилась не
только необыкновенно певучей, но и внешне красивой: в отделке
были использованы древесина кипариса (предположительно),
слоновая кость, кожа, перламутр, поверху затейливой вязью была
пущена латунная инкрустация. Увидеть первый экземпляр
изобретенной Белобородовым хроматической гармоники можно
в одной из комнат мемориального музея Н.И. Белобородова.
В середине 1880-х годов Николай Иванович Белобородов создает
кружок любителей игры на хроматических гармониках, участники
которого в начале 1890-х годов. составили костяк первого оркестра
гармоник. Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра
заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Один из
них – Кальбе – от имени австрийской фирмы уговаривал Николая
Ивановича Белобородова продать патент на свое изобретение. Но,
будучи подлинным патриотом России, Белобородов, наотрез отказался
это сделать, даже не смотря на тяжелое материальное положение.
Деятельность оркестра продолжалась много лет и прекратилась в конце
1902 года. В дальнейшем ученик и соратник В.П. Хегстрем
возобновил дело, начатое Белобородовым. Заслуги нашего земляка
состоят в не только в создании : хроматической гармоники новой
конструкции, но и в организации первого в мире оркестра
гармоник, который стал образцом для множества больших и малых
оркестров из гармоник и у нас, и за рубежом.
Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский
гармонист Орланский-Титаренко назвал «баяном».
Количество кустарей-гармонщиков увеличивалось из года в год,
и гармонный промысел стал в Туле вторым по значимости. Высшей
точки производство гармоник в Туле достигло в 1912–1913 годах. Потом
из-за Первой мировой войны и послереволюционных событий
производство гармоник сократилось.
По окончании гражданской войны начинается новый этап: кустари
начинают объединяться в артели. Первая такая артель была организована
в 1922 году в Туле гармонным мастером А.П. Пастуховым.
Этим мастером, непревзойденным по части наклепки голосов, делались
одни из лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет. В
1900 году он перешел на фабрику «Братья Киселевы». С 1906 года Алексей
Петрович Пастухов в числе лучших мастеров участвует в
производстве трехрядных хроматических гармоник, выпускаемых
фабрикой по индивидуальным заказам. В 1908 году он впервые делает
наклепку голосов для «выборной» хроматической гармоники 37 х 37
(тогда такие гармоники мастера называли «левая по правой»).
В 1930 г. в Туле начинается строительство гармонной фабрики на
Привокзальной плотине. Все частные фабрики (точнее сборочные цеха)
в дореволюционной России были основаны на надомном производстве
и не годились для преобразования их в государственные промышленные
предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании и строительстве
государственных фабрик. Началось становление новой формы
предприятий по изготовлению гармоник. За 1928–1931 гг. было
кооперировано 6 000 человек.
Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году
в Москве была устроена первая выставка гармоник, проводившаяся
одновременно со Вторым конкурсом гармонистов. После этой
выставки для фабрик была введена стандартизация и установлен
твердый ассортимент нужных моделей гармоник. В 1930-е годы
происходит дальнейшее расширение фабричного производства
гармоник. Большое внимание уделяется и совершенствованию
звучания баянов.
В 1932 году на баянную фабрику имени РККА, филиал которой
находился в городе Туле на ул. Епифанской техноруком и
начальником ОТК был приглашен известный гармонный
мастер-конструктор Александр Александрович Глаголев.
Александр Алексеевич Глаголев родился в Туле в 1890г. в семье
гармонного мастера. С раннего детства помогал отцу в работе.
Юношей освоил игру на баяне хегстремовской системы. В 1911 году
для участника оркестра Кашицева он изготавливает первый такой
инструмент. В 1933 году на фабрику имени РККА был приглашен
А.П. Пастухов. Приход таких опытных мастеров-специалистов благотворно
отразился на качестве выпускаемой продукции и ее художественно-стилевых
особенностях, что подтверждалось на проводимых конкурсах мастеров
(музыканты играли за занавесом, а жюри определяло на слух качество
звучания инструментов), на которых победителями неизменно
оказывались тульские мастера.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство
музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга
народа к музыке была настолько велика, что из армии стали приходить
требовательные письма: «Дайте гармони и баяны! С песней легче
воевать!» И в 1943 году выпуск музыкальных инструментов был
возобновлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву
заняли свое место в боевом строю.
В начале 1943 году Тульский обком партии и облисполком приняли
решение организовать на базе артели «Тульская гармония»
ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального
производства. За парты сели первые 250 мальчишек и девчонок.
Спустя полгода число учащихся удвоилось. Ребятам необходимо было
освоить профессии сборщиков, наклепщиков, настройщиков
музыкальных инструментов, чтобы стать продолжателями славы
тульских умельцев-мастеров.
Благодаря рабочим кадрам, подготовленным в ремесленном училище
в годы Великой Отечественной войны, «Тульская гармония» после
Победы быстро встала на ноги: к 1946 году объем производства
достиг довоенного уровня.
В 1950 году на фабрике была начата работа по дальнейшему
улучшению конструкций и внешнего вида, по расширению
ассортимента музыкальной продукции.
По звучности тульские баяны прекрасно зарекомендовали себя. До
сих пор бытуют такие выражения «тульский баян», «тульские басы»
и т. д. Много внимания уделялось и внешней отделке. Корпуса то
обклеивались шпоном в виде набора из разных пород дерева, то
покрывались, как панцирем, металлическим орнаментом. Складки
мехов переливались то темно-синим, то фиолетовым, то малиновым
атласом.
В 1951 году за выпуск изделий высокого качества фабрика
удостаивается Диплома ВДНХ I степени.
Основным достоинством тульских баянов стало то, что в левой
клавиатуре был расположен готово-выборный механизм: готовые
аккорды при переключении разъединялись на отдельные звуки, образуя
звукоряд. Это давало возможность музыкантам почти неограниченно
расширять репертуар за счет произведений, написанных для
фортепиано, скрипки, органа.
В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка
объединения «Мелодия». Коллектив объединения стремился, чтобы
выпускаемые инструменты не только радовали любителей, но и
удовлетворяли взыскательные вкусы музыкантов-профессионалов.
За высокое качество инструментов выставочный комитет ВДНХ отметил
изделия предприятия серебряными и бронзовыми медалями.
Тульский баян экспонировался в 1967 г. на международной выставке в
Монреале.
В Туле в то время производилось более половины советских баянов.
Высококлассные, уникальные многотембровые баяны «Левша» были
в 1970-е годы отмечены различными медалями. Баяны
«Родина», «Русич», «Мир» звучали на лучших сценах мира.
На всесоюзных смотрах-конкурсах музыкальных инструментов высших
наград удостаивались баяны «Родина», «Мир», «Тула-203»,
«Тула-204», «Тула-401». Среди их создателей Юрий Павлович
Маторин, Виктор Васильевич Проскурдин и
другие мастера.
Заказные изделия изготавливались и изготавливаются под руководством
и при участии заслуженных деятелей культуры, разработчиков
многотембровых баянов, которые до нынешних времен сохраняют
художественно-стилевые особенности тульских баянов.
В настоящее время производственная компания «Тульская
Гармонь» не только сохранила ассортимент выпускаемых
изделий, но и расширяет его. Следование народным традициям
позволила создать уникальный музыкальный инструмент – баян
«Русь» (патент № 2000126346 от 20 октября 2000 года). Тульские
баяны звучали и звучат и у нас в стране, и за рубежом в руках
прославленных исполнителей.
Известные в стране и в мире ансамбли играют на Тульских
баянах: Государственный академический русский народный
ансамбль «Россия», Государственный русский народный хор им.
Пятницкого, Государственный академический ансамбль народного
танца и многие другие.
Новое поколение музыкальных инструментов отвечает самым
высоким требованиям, предъявляемым музыкантами. Неоднократно
изделия тульских мастеров были отмечены на различных конкурсах,
выставках и ярмарках.