Вплоть до настоящего времени общепринятым в курсе истории исполнительства
являлось положение, что впервые баян был
изготовлен в 1907 году петербургским мастером П.Е. Стерлиговым для
известного гармониста того времени Я.Ф. Орланского-Титаренко. Между
тем обнаруживаются факты, о которых ранее в отечественных изданиях не
упоминалось. А именно: оба принципиально важных момента, которые
характеризуют баян как специфическую конструкцию гармоники, появились
в Западной Европе еще в 90-е годы XIX столетия. Прежде всего, речь идёт о
создании полного набора хроматического басо-аккордового аккомпанемента
в левой
клавиатуре, а также трехрядной системы клавиш,
расположенных по косому ряду к краю правой клавиатуры. Впервые она
возникла в конце 80-х годов XIX века на венских шраммель-гармониках и
получила за рубежом наименование «льежской», а несколько позднее
распространилась как система B-griff *.
Прежде всего, следует еще раз напомнить, что конструкция баяна как
принципиально новой системы гармоники заключается не только в
наличии хроматически темперированного звукоряда в правой клавиатуре,
но главное – соответствующего ей полного набора хроматического
басо-аккордового аккомпанемента в левой. Такая конструкция, впервые
предоставившая возможность с помощью одних и тех же голосов
двенадцатиступенного звукоряда извлекать «готовые» мажорные и
минорные трезвучия, а несколько позже и доминантсептаккорды,
была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии, как инструмент,
изготовленный Паоло Сопрани и вскоре
привилась во многих странах **.
В России инструмент с трехрядной хроматической правой
клавиатурой и соответствующим ей полным набором
хроматического басо-аккордового аккомпанемента появляется уже в
том же 1897 году. Именно это время и следует считать временем
появления конструкции баяна в России.
Так, известный тульский мастер-изготовитель гармоник,
исполнитель-гармонист, а несколько позднее и баянист Павел Леонтьевич Чулков
(1875 – 1932) экспонирует на Кустарно-промышленной выставке 1897 года в
Туле
незадолго перед тем изготовленную им гармонику. Трехрядному
хроматическому расположению кнопок в правой клавиатуре, диапазоном
в 3,5 октавы, в ней соответствовал полный хроматический набор
басо-аккордового аккомпанемента левой клавиатуры.
Причем музыкант выступает на этом инструменте перед широкой
слушательской аудиторией с исполнением концертной программы, в
которой имеется ряд произведений музыкальной классики.
Уже с 1904 года тульская фабрика, принадлежащая талантливым
мастерам-конструкторам, братьям Киселевым
– Николаю Сергеевичу (1848 – 1919) и Василию Сергеевичу (1854 – 1934)
приступила к серийному выпуску аналогичных хроматических гармоник
(сначала без доминантсептаккордов в левой клавиатуре,
позже – с доминантсептаккордами). Далее добавился расширенный
диапазон правой клавиатуры. Это была модель так называемой
московской системы, долгое время
остававшейся в нашей стране основной конструкцией баяна
массового потребления. Расположение трех рядов кнопок правой
клавиатуры в ней стало аналогичным общепринятому и сегодня.
Утверждение же за хроматической гармоникой с полным
набором басоаккордового сопровождения (мажорных, минорных
трезвучий и доминантсептаккордов) самого наименования «Баян»
начинается с 1907 года. Именно тогда изготовленная талантливым
петербургским мастером-конструктором Петром
Егоровичем Стерлиговым (1872 – 1959) по заказу
известного петербургского гармониста Якова Федоровича
Орланского-Титаренко (1877 – 1941) хроматическая гармоника
с четырехрядной правой клавиатурой (один из рядов дублировался) начала
особенно широко популяризироваться. Вопрос этот требует разъяснений.
Модель хроматической гармоники с полным набором хроматического
басо-аккордового аккомпанемента (мажорные, минорные трезвучия и
септаккорды), созданная в 1907 году для Я.Ф. Орланского-Титаренко, вовсе
не была у П.Е. Стерлигова первой моделью самого баяна, как это до сих
пор принято полагать. Первую конструкцию инструмента, который
несколько позднее получил наименование «баян», П.Е. Стерлигов делает
в 1904 году для петербургского исполнителя на гармонике Николая
Александровича Баврина (1879 – 1962).
В 1906 году подобный инструмент, но уже с более широким, по
сути, современным диапазоном хроматической правой клавиатуры
– 52 х 70, тот же мастер-изготовитель делает для гармониста Владимира
Васильева, ставшего известным под артистическим псевдонимом Володя
Степной (1870 – 1938).
Но модель, изготовленная для Я.Ф. Орланского-Титаренко, имела особое
значение в истории баянного исполнительства. Этим музыкантом она стала
с необычайной настойчивостью рекламироваться в различных концертных
афишах, рекламах, анонсах, буклетах, отпечатанных программках концертов.
Новая модель теперь получила активнейшую пропаганду именно под
названием «Баян».
Правда, система правой клавиатуры у баянов Стерлигова – так называемая
петербургская система (впоследствии
ленинградская система) – отличалась от
привычной нам московской системы: хроматическая последовательность
звуков соответствовала расположению пальцев на последней по звукам
увеличенного трезвучия...
Источник информации: Имханицкий М.И.
История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное
пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: Издательство РАМ им.
Гнесиных, 2002. – С. 126 – 128.
* В России она стала именоваться системой московской
хватки (в связи с расположением пальцев правой руки на
грифе, напоминающем «хватательные» движения).
** Собственно, изобретателем новой конструкции левой клавиатуры –
валиковой механики, позволяющей приводить в действие несколько клапанов
при нажатии одной кнопки, становится рабочий фабрики Паоло Сопрани
Маттиа Беральди, который в сотрудничестве с Раймондо Пиатанези,
изготовившем трехрядную правую клавиатуру, создал инструмент,
запатентованный в марте 1897 года владельцем фабрики в Кастель
фидардо Паоло Сопрани.
На
фото тульский баян диапазоном 52 х 100, изготовленный мастером
А.В. Лавриновичем. Из коллекции музыкальных инструментов ООО
«Тульская Гармонь».