1875, Тула – 26 мая 1932 года, (Москва)
Баянист, конструктор музыкальных инструментов, создатель первого
отечественного баяна.
С детства проявил интерес не только к обучению игре на гармони,
но и к процессу изготовления этого музыкального инструмента, чему
способствовала обстановка, в которой рос мальчик. Вся семья Павла трудилась
в гармонной мастерской, которую организовал его отец – знаменитый тульский
мастер – Чулков Леонтий Алексеевич, который и
обучил тонкостям гармонного производства всех шестерых своих сыновей.
В это время к выдающемуся мастеру обращались за помощью лучшие
тульские гармонисты (в том числе Николай Иванович
Белобородов), которые, постоянно проверяя качество
изготовленных музыкальных инструментов, невольно демонстрировали
своё исполнительское мастерство, что в значительной степени повлияло
на дальнейший жизненный путь Павла. Поэтому он не только окончил
начальную школу в Туле, но и одновременно с этим серьёзно занимался
музыкой: музицировал в ансамбле с братьями на гармони, обучался
теории музыки, брал уроки скрипичного мастерства у выпускника
Петербургской консерватории. Успешное овладение скрипкой
позволило ему принять участие в качестве солиста в нескольких
любительских концертах.
«Такая конструкция была впервые запатентована в марте 1897 года в
Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани, и вскоре привилась
во многих странах.
В России инструмент с трёхрядной хроматической правой клавиатурой
и соответствующим ей полным набором хроматического басо-аккордного
аккомпанемента появилась уже в том же 1897 году. Именно это время и
следует считать временем появления конструкции баяна в России.
Так, известный тульский мастер-изготовитель гармоник,
исполнитель-гармонист, а несколько позже баянист Павел Леонтьевич
Чулков экспонирует на Кустарно-промышленной выставке 1987 года в Туле
незадолго перед тем изготовленную им гармонику.
Трёхрядному хроматическому расположению кнопок в правой клавиатуре
диапазоном в 3,5 октавы в ней соответствовал полный хроматический
набор басо-аккордного аккомпанемента левой клавиатуры. Причём
музыкант выступал на этом инструменте перед широкой слушательской
аудиторией с исполнением концертной программы, в которой имеется
ряд произведений музыкальной классики.
Уже с 1904 года тульская фабрика, принадлежащая талантливым
мастерам-конструкторам, братьям Кисилёвым
– Николаю Сергеевичу (1848 – 1919) и Василию Сергеевичу (1854 – 1932)
приступила к серийному выпуску аналогичных хроматических гармони» (2002, с. 126 – 127).
В 1905 году при собственной мастерской в Самаре Павел Леонтьевич
открывает магазин, в котором не только продаёт музыкальные
инструменты, но и обучает игре на них. В это время им был написан
и издан целый ряд произведений для баяна.
Одновременно с изготовлением музыкальных инструментов и своей
педагогической деятельностью, он регулярно выступает как солист, а одно
время и в трио со своими братьями Геннадием и Виссарионом. Вот как о
его выступлении отзывались Губернския Губернския Уфимския
ведомости (август 1898): «Любезно принял участие на
гуляньи временно прибывший из Тулы в гор. Уфу известный русский
виртуоз на хроматической концертной гармони Павел Леонтьевич Чулков,
имевший счастие играть в присутствии Их Императорских Высочеств
Великаго Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии
Павловны и удостоившийся Их Высочайшей Личной похвалы.
Г. Чулков играл на гармонике собственнаго усовершенствования,
которая отличается от всех прочих гармоник особенной музыкальностью,
дающею возможность исполнять самыя серьезныя и сложныя
музыкальныя пиесы. Игра его удостоилась шумнаго одобрения»
Главная заслуга Павла Леонтьевича Чулкова состоит в создании
первого баяна в России и практической
демонстрации его исполнительских возможностей перед широкой
аудиторией слушателей.
Литература о Павле Чулкове
1. Имханицкий М.И. История
исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие
для муз. вузов. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – С. 126 – 127.
2. Мирек А.М.Чулков Павел Леонтьевич // Гармоника.
Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга.
– М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – С. 306.
3. Белоусов А.В. Об истоках тульской баяно-аккордеонной
композиторской школы // Методические рекомендации к компьютерной
презентации «Тульские композиторы – авторы музыки для баяна и аккордеона» //
Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах –
[Электронный ресурс. Обращение 02.08.2023]. – Режим доступа: https://a-v-belousov.narod.ru/word/belousov_tulskie_kompozitory_kommentarii.rar
– С. 3 – 7.