Виртуальный клуб
авторской песни «Играй, мой баян...»
Белоусов А. Несколько слов по поводу бардовской песни...
В далёком 2001 году, когда я не только сочинял музыку к
песням, но даже не боялся лично исполнять их, мне на глаза попалась афиша,
в которой говорилось о проведении фестиваля авторской песни «Куликово
Поле». А так как в моём репертуаре были исключительно вокальные произведения
о Тульском крае (впоследствии включённые в коллективные сборники «Я
родом с Поля Куликова» и «Моя Тула»),
одним из которых была и песня о самом Куликовом Поле, то я решил принять
участие в мероприятии.
После обращения к организаторам фестиваля с просьбой разрешить мне
как автору музыки исполнить несколько песен под аккомпанемент баяна
я услышал примерно следующий ответ:
- Нет, что вы? Причём здесь баян? Это же фестиваль бардовской песни!
А потому должна иметь место только гитара...
Вообще-то, если мы заглянем в Википедию, то обнаружим:
«Бард (от кельт. bardos) — певец или поэт; как правило, одиночный
исполнитель песен собственного сочинения...» И про гитару-то – ни слова!!!
То есть (на мой взгляд) современные исполнители, гордо именующие
себя бардами, не совсем законно «приватизировали» гитару в качестве
бардовского музыкального инструмента... Я ничего не имею против
прекрасного музыкального инструмента, каковым является гитара, но
и среди авторов, аккомпанирующих себе на гармони или баяне, до сих
пор встречаются весьма достойные исполнители, например, достаточно
вспомнить имя Игоря Растеряева...
А между тем вот что мы находим у доктора искусствоведения, профессора
РАМ имени Гнесиных М.И. Имханицкого
в его учебном пособии «История исполнительства на русских народных
инструментах»: «...В различных областях России существовало также
множество других местных видов гармоней – бологоевские, вятские,
касимовские, новоржевские, вологодские, череповецкие, вятские тальянки,
сибирские и т. п. Каждый регион России формировал свою, местную
разновидность гармони, оптимально приспособленную к особенностям
местного бытования русской народной песни или наигрыша...»
/Имханицкий М.И.: 2018, 200/.
Рискну предположить, что «народные» песни не рождались сами по себе,
а первоначально у них всё-таки были конкретные авторы, творения которых
впоследствии пережили их имена... А в результате песни стали бытовать в
определённой культурной среде самостоятельно...
Опять же рискну предположить, что авторами какой-то части этих песен и
наигрышей были гармонисты (а впоследствии – баянисты и аккордеонисты)
проживающие в данной местности (в Вятке, в Касимове, в Вологде и т.д.)
И уже в реальности я многократно наблюдал, что ещё лет 20 назад на
концертах во дворцах культуры и в сельских клубах нашего региона
выступало немало гармонистов и баянистов, исполняющих свои песни
под аккомпанемент гармоней, баянов и аккордеонов...
Но в то время у меня не было ни время, ни технических средств, чтобы сделать
необходимые аудиозаписи. Сейчас же появились и соответствующие
технические средства и при желании можно изыскать возможность, чтобы
выкроить немного времени для записи... Но вместе с тем возникла другая
непреодолимая трудность: бардов, которые используют в качестве
аккомпанирующего инструмента гармонь или баян, в Тульском регионе почти не осталось...
Виртуальный клуб авторской песни «Играй мой
баян...» – это попытка сохранить хотя бы несколько
крупинок, которые остались на месте некогда мощного культурного
слоя вокального исполнительства под аккомпанемент исконно тульских
музыкальных инструментов...