Газарян С.С. История возникновения и развития баяна и аккордеона
В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно
известные вещи, соединенные вдруг кем-то, особым образом, приобретали
совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой.
Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая металлическая
пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с
незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И a клавиатура
была изобретена еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники,
сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно
считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.
Год рождения – 1822-й
Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов!
Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст
гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год
рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники
– Фридрих Бушман.
Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому
не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на
некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе
с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.
В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком
органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных
труб, он сконструировал специальное приспособление –
маленькую коробочку, в которую был вделан металлический
язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок
звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и
настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших
звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру
не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением,
а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал
каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил
приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и
отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех
подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера
оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом,
что тоже облегчало работу.
Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому
язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех,
а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами.
Теперь для получения нужного тона надо было открыть один
клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить
закрытыми.
А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им
конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный
инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы
назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме
музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего
семнадцать лет...Однако, восхищаясь изобретательностью
молодого мастера, не будем и преувеличивать его
заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел
новую форму музыкального инструмента, но пока не сам
инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя:
ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки.
Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать
ручную гармонику, но у него было очень мало времени на
это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось
заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него
нечто вроде детской игрушки.
В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее
другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась
в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича
Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел
Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с
ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому
органному мастеру Кириллу Демиану.
Он усовершенствовал её и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент,
названный им аккордеоном. Можно
подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и
утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил
привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности
самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими
сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще
в год своего появления на свет, аккордеон
Демиана стал известным инструментом.
На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень
простые мелодии и только в одной тональности, потому что
он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой.
Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.
Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон
мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем
гармошка, и вдруг оказывается, что с него-то все и началось. А кроме
того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки,
а на инструменте Демиана были только кнопки.
Однако подождем уточнять эти вопросы – они требуют отдельного
разговора, и мы к нему скоро вернемся. А пока посмотрим, как
гармоника попала в Россию.
Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими
балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве
экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники –
не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено
было остаться лишь сувениром – очень скоро гармоника превратилась из
экзотического инструмента в народный.
А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским
оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на
ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал
её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный
мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство.
Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского
оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу
же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова, а через
них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало
умельцев – Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень
скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас
мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники
было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные
мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей
первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё свежа была в
памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала
больше десяти тысяч инструментов в год.
Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались
новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому
что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы.
Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская
– всех и не перечислить.
А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения
Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех
пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа
язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное
распространение гармоники?
Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует,
располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты
уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать
звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор
воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента.
Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки,
даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях.
Любой ручной струнный инструмент, как известно,
приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не
только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.
Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но
сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.
Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие
отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием
пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент
еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким
звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для
старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело
обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом
оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих
выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и
вовсе умолкли, когда появился баян.
Источник информации: Газарян С.С. В мире
музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение,
1985. – С. 33 – 37.
Примечание. Некоторые исследователи утверждают, что нет
совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь
изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства
изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру –
Кириллу Демиану.
На фото сувенирная гармонь «Кроха», которая
по количеству клавиш очень близка к характеристикам самых первых
гармоней. Производство ООО «Тульская Гармонь».