Александр
Васильевич Белоусов, как опытный педагог-практик, хорошо знает
особенности путей развития музыканта-баяниста от первых прикосновений
к инструменту до вершин мастерства профессионала-исполнителя.
Начальный период обучения является основополагающим для дальнейшей
судьбы музыканта. «Это как бы посадка первого семени, из которого
впоследствии вырастает огромное дерево» (А. Артоболевская). Именно
понимание важности и значимости школьного периода определило
главное направление в его работе – целесообразность, ясность, простота.
По-французски etude – изучение. Цель создания сборника этюдов не
ограничивается только пополнением инструктивного багажа юных
баянистов. Она намного шире. Александр Белоусов в своей «Школе»
рассматривает актуальные вопросы: формирование технического
аппарата баяниста, воспитание аппликатурных принципов, штриховая
и артикуляционная культура, представление о ладах, освоение
технических приёмов и разнообразных фактур.
Характерные особенности сочинений А. Белоусова: удобная
тональность, повторы мелодических оборотов в другой октаве – выше
или ниже, изложение основных «баянных формул» аккомпанемента,
запоминающиеся мелодии, построенные на основе гаммобразных,
арпеджированных пассажей. Всё это, а также небольшой объём,
крупный шрифт позволят ученику разучить большее количество
этюдов, значительно повысив свой технический уровень.
Каждый этюд имеет свою новую тему, зачастую, параллельно несколько
тем. К примеру, в первой части, рассчитанной на учащихся младших
классов освещены следующие темы: легато, стаккато, сочетание штрихов,
использование басов вспомогательного ряда, секвенции, приём репетиции
на аккордах в аккомпанементе, паузы, различные ритмические рисунки –
восьмые, шестнадцатые ноты, нота с точкой, восходящее и нисходящее
движение по звукам гаммы, игра в 1-й и 2-й октавах, динамические
оттенки, крещендо, диминуэндо, новые размеры – шесть восьмых,
двенадцать восьмых, техника левой руки, аккорды, техника двойных
нот и т.д.
Во второй части, адресованной учащимся старших классов,
закрепляются темы первой части на более объёмном материале,
добавляются новые задачи: усложнение ритмического рисунка,
триольное движение, непрерывная моторика, октавная техника,
двухголосие, длинные и короткие арпеджиио, игра в быстром темпе,
освоение тональностей, комбинированная фактура и др.
Работая по «Школе технического мастерства» А. Белоусова, ученик
подготовит себя к успешному исполнению музыкальных произведений,
этому будет способствовать техническая база, приобретённая в
процессе работы над разнообразными этюдами.
Сборники этюдов могут также использоваться в качестве пособий
по чтению нот с листа и для самостоятельной работы учащегося.
Из пожеланий – хотелось, чтобы в «Школе» было больше этюдов
на крупную технику: аккорды, октавы, а также технику левой руки.
Этюды для освоения выборной клавиатуры – этот
раздел, несомненно, был бы полезен перспективным учащимся,
тем более, что есть востребованность в этом виде работы.
Относительно выставленной в сборнике аппликатуры – на
современном этапе многие аппликатурные варианты гораздо
легче исполнять с точки зрения позиционной аппликатуры, чаще
используя первый палец правой руки.
Задача педагога, основываясь на индивидуальном подходе,
подобрать для каждого ребёнка необходимый технический
материал для развития. Такая возможность будет предоставлена
всем, кто пожелает работать по «Школе технического мастерства».
Проблема формирования технического аппарата юного баяниста
необъятна и актуальна. Большая армия педагогов, работающих с
детьми будет признательна Александру Васильевичу за то, что он
внёс свою лепту в это важное дело.
Заслуженный работник культуры РФ,
лауреат Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель
Детской школы искусств» Галина Ивановна Крылова
г. Волгодонск, ДМШ имени С.В. Рахманинова.