Белоусов А. Детская сюита
для баяна № 2, соч. 19: Педагогический репертуар для детской
музыкальной школы. – Тула: Аквариус, 2015. – 15 с.
Методические пояснения
Перед каждым музыкантом-исполнителем
стоит извечная проблема: выбор соответствующего концертного репертуара.
Для преподавателя детской музыкальной школы (детской школы
искусств) репертуарная проблема становится ещё более актуальной.
Это происходит, потому что педагог практически ежедневно сталкивается
с необходимостью подбора так называемого педрепертуара не для одного,
а сразу для полутора десятков учащихся своего класса, которые обучаются
в школе довольно продолжительный период времени (5 – 9 лет), которым в
течение учебного года необходимо выучить до двух десятков самых
разнообразных произведений и которые имеют совершенно различный
уровень психологического и физиологического развития.
При этом нетрудно убедиться, что одной из отличительных черт «хорошего»
ученика является то, что какое бы произведение в рамках школьной
программы не задал бы ему для изучения педагог, такой ученик выучит
его без каких-либо непредвиденных осложнений...
Всё обстоит с точностью до наоборот, если преподаватель имеет дело со
«слабым» учащимся. В этом случае обычно получается так, что какое
бы произведение из школьной программы ни выбрал педагог для
изучения, в процессе работы над ним выясняется, что это совсем не то
произведение, которое следовало бы осваивать именно с этим юным
исполнителем: то оно никак не может понравиться ученику, то при работе
над ним практически на ровном месте вырастает скрытая техническая
трудность, то из памяти юного музыканта внезапно выпадают фрагменты
текста, то дома совершенно забывается всё выученное в классе во время
последнего занятия и т.п.
Поэтому проблема подбора педагогического репертуара в музыкальной
школе остаётся очень актуальной уже долгие-долгие годы...
Настоящий сборник является маленькой каплей, которая, влившись в
реку учебного репертуара, призвана хотя бы в очень-очень узких рамках
внести посильный вклад в решение данной проблемы...
Основная задача, которую ставил автор при написании Детской
сюиты для баяна № 2, – это формирование у учащегося
интереса к её исполнению. На фоне возникшего детского интереса
должны решаться попутные задачи: это освоение новых и закрепление
ранее приобретённых знаний, умений и навыков.
В своё время Д.Д. Кабалевский в беседах с детьми разъяснял, что вся
музыка базируется на трёх китах: это песня, танец и марш. Несмотря
на то, что представленная сюита – танцевальная, в ней присутствуют
все эти базовые элементы музыки. Сборник представляет собой цикл,
состоящий из 11 танцев.
1. Хоровод. Мелодия этого танца представляет собой
типичную кантилену. Данное произведение предназначено для
отработки технических приёмов, необходимых для овладения и
совершенствования мелодического движения удобными параллельными
терциями в партии правой руки.
Ноты этой пьесы размещены на странице Александр Белоусов. Ноты пьес
для баяна: средние и старшие классы ДШИ.
2. Маленький марш.
Отработка коротких групп репетиций в партии правой руки.
3. Маленькая мазурка. Произведение предназначено
помочь учащемуся в освоении типичного ритмического рисунка,
характерного для данного танца. Основная техническая трудность
произведения – отсутствие пунктирного ритма в четвёртом такте...
4. Маленький вальс. Попытка ухода автора от трёх
стандартных аккордов в сторону четырёх стандартных аккордов в
партии левой руки.
5. Полька. Освоение технического приёма,
который осуществляется в виде удара по клавише, что приводит к
возникновению штриха, получившего название стаккато. Обучение
этому техническому приёму является одним из сложнейших
компонентов исполнительской техники на начальном этапе обучения,
6. Танцующие синкопы. Пьеса предназначена для
формирования навыков исполнения элементов синкопированного ритма.
7. Радостный вальс. Чередование кантилены со
штрихом стаккато в мелодическом движении «удобными» терциями.
8. Маленький брейк. Пьеса предназначена для
первоначального приобщения учащихся к элементам эстрадно-джазовой
музыки...
Ноты этой пьесы размещены на странице Белоусов А. Ноты пьес для баяна:
младшие классы ДШИ.
9. Маленькая тарантелла. Произведение предназначено
для ознакомления начинающего баяниста с ритмами известного
итальянского народного танца с попутным освоением различных
мелодических построений, основанных на триольном ритме.
10. Летка-енка. Освоение пунктирного ритма,
который представлен в виде разнообразной музыкальной фактуры:
группы аккордов, короткие последовательности секст в партии
правой руки и басовые вставки в партии левой.
11. Подвижный танец. Предназначен для освоения
и закрепления навыков исполнения параллельных секст в подвижном
темпе...
P.S.
В октябре 2018 года авторский нотный сборник А. Белоусова «Детская
сюита для баяна № 2» и развёрнутые методические комментарии к нему
стал победителем Областного конкурса методических работ преподавателей
и концертмейстеров детских школ искусств Тульской области (диплом
лауреата I степени). Подробности на странице «Народные» новости Тульского
региона – 2018 год.
P.P.S.
Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАМ
имени Гнесиных Имханицкий Михаил Иосифович:
«Уверен, что все представленные в цикле пьесы могут стать широко репертуарными
в начальных классах детских музыкальных школ и школ искусств, а представленный
сборник заслуживает широкого распространения в стране».
Полностью мнение маэстро о Детской сюите для Тула № 2 размещёно на
странице Отзыв
М.И. Имханицкого на Детскую сюиту для баяна № 2 А. Белоусова