Воспоминания о VIII конкурсе юных исполнителей
на баяне и аккордеоне имени Н.И. Белобородова
Бурная баянная весна в Туле: ИЗ ВАРЯГ... В СКИФЫ
Ответственный секретарь VII Международного
конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Н.И. Белобородова,
преподаватель Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского Власов
Эдуард Викторович. Тула, 2007.
С 11 по 17
апреля 2007 года город-герой Тула, родина гармоники и отечественного ружья,
самовара и пряника, гостеприимно принимала в очередной, седьмой, раз своих
гостей – юных музыкантов и их наставников из разных регионов России, из
Белоруссии и Украины. VII Международный
конкурс юных исполнителей па баяне и аккордеоне имени нашего земляка,
изобретателя первой хроматической гармони Николая Ивановича Белобородова,
проходил, как и большинство предыдущих, в стенах и на сцене главного
музыкального «храма» Тулы – Тульского колледжа искусств им. А.С.
Даргомыжского. В состязании принял участие 71 конкурсант – в этот раз в шести
возрастных группах: впервые была введена в конкурсную программу вторая
юниорская группа. Для студентов колледжей в возрасте до 20 лет. Число
участников по возрастным группам составило: 7 – 10 – 14 – 13 – 17 – 10. Кроме
по-прежнему достаточно многочисленных хозяев, на сцену вышло 48 гостей
Тульского края, 38 из которых представляли 15 регионов России, остальные –
братские славянские республики СНГ: восемь белорусов и двое украинцев.
По сравнению с прошлым конкурсом, количественные и географические
показатели нынешнего явно снизились (четыре года назад на VI Белобородовском
было и общей сложности 111 участников, в
т.ч. из 24 регионов РФ, а также по одному – от трёх республик СНГ), но, тем
не менее, уровень исполнительства и мастерства, согласно единодушному мнению
членов жюри, был в этот раз очень высок. Количественная убыль участников
тульского конкурса коснулась, прежде всего, малышей: в двух младших группах
выступило лишь 17 ребятишек против 40 в прошлый раз, причем половину из них
составили хозяева. Отметив высокий уровень самых маленьких, а может, и,
стимулируя заодно больший их приезд и Тулу в дальнейшем, жюри пропустило всех
их дружно во второй тур без отсева. Да и в остальных группах судьи были более
щедры по итогам первого тура, отсеяв лишь чуть больше четверти претендентов.
56 финалистов (в прошлый раз столько же – 55, но при полуторакратно большем
числе конкурсантов), участников второго тура конкурса, распределили места, награды
и звания; 32 (в прошлый раз 29) из них удостоились Дипломов первых трёх
степеней и стали лауреатами VII Международного
конкурса им. Н.И.
Белобородова, 22 (13) – его дипломантами. В шести
возрастных труппах судьи присудили, помимо Гран-при, восемь лауреатских
дипломов I> степени, десять – II, тринадцать – III.
Представим мудрое и справедливое жюри тульского конкурса –
щедрых арбитров, не скупившихся на похвалы и баллы юным мастерам
исполнительства на баяне и аккордеоне. Как и четыре года назад, жюри
VII Белобородовского конкурса возглавил Заслуженный деятель
искусств России, Заслуженный артист Карелии, Лауреат «Золотой Книги Отечества»,
ректор Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова,
профессор Владимир
Александрович Соловьёв. Туляк от рождения, в прошлом
выпускник Тульского музыкального училища, он по праву стал гордостью земли
как тульской, так и карельской, знаменуя неразрывную связь в музыкальном
искусстве двух российских городов и не забывая свое «родное гнездо», в т.ч. в
годы проведения Белобородовских конкурсов.
Кроме председателя, в жюри входило в
этом году пять глубокоуважаемых мэтров баянно-аккордеонного искусства.
Бессменный член жюри тульских конкурсов – Заслуженный деятель искусств
России, академик Русской академии, декан факультета народных инструментов,
профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Борис Михайлович Егоров, первый
и четырёхкратный председатель жюри прошлых Белобородовских конкурсов, стоявший
в далёком теперь уже 1991-м у истоков этой замечательной тульской традиции.
Второй раз место в жюри тульского конкурса занял Заслуженный деятель
искусств России, Лауреат «Золотой Книги Отечества», профессор
Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств,
заведующий кафедрой народных инструментов и факультета инструментального исполнительства,
кандидат искусствоведения Николай Александрович Кравцов, выдающийся мастер аккордеона
современности и решительный реформатор этого инструмента.
Вторая половина жюри VII
Белобородовского дебютировала в 2007-м в его работе. Впервые в рядах арбитров
тульского конкурса усердно трудился Заслуженный деятель искусств России,
лауреат Международного конкурса, профессор Нижегородской Государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки Виктор Иванович Голубничий, чей скрупулёзный труд
арбитра по достоинству могли оценить участники и гости турнира.
Заграничные арбитры Белобородовского конкурса приехали в город
оружейников из ближнего и дальнего зарубежья. Братскую Белоруссию в этот раз
в Туле представлял Лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь
«За духовное возрождение», декан факультета Белорусской Государственной
Академии музыки Мирон Иванович Була, колоритно возвысившийся посреди арбитров
между первым и нынешним его председателями.
Изюминкой сегодняшнего состава жюри стало присутствие в нём
молодого рефери из Финляндии: на международном уровне тульский конкурс
поддержал Профессор Института музыки, художественный руководитель и главный
дирижёр финско-русского симфонического оркестра «Симфониетта Лентуа» города
Кухмо Юкка-Пекка Куусела, не менее колоритно знаменовавший дальний фланг судей.
Такого масштабного и представительного жюри участники Белобородовских
конкурсов прежде не видели. Все рефери приложили максимум усилий,
подтверждённых судейским опытом, чтобы по заслугам выступлений оценить и
ранжировать умелых юных баянистов и аккордеонистов. Борьба конкурсантов во
многих возрастных группах была столь напряженная, а их результаты столь плотны,
что потребовалось прибегать даже не к десятым, а сотым долям баллов, чтобы заслуженно
расставить всех по подобающим их умениям местам.
География Белобородовского конкурса, хоть и понесла частичный
урон, особенно из восточных регионов России, была, тем не менее,
многообразной и, главное, подкреплялась должным уровнем мастерства участников
состязания.
Девять гостей приехало на родину Белобородова с Севера – это
несколько меньше прежнего – и представляли они лишь четыре северных региона. Не
было в этот раз участников из Петербурга, значительно оскудела на конкурсе в
Туле обильная прежде Архангельская земля. Зато удивительно успению
дебютировал на Белобородовском древний и вечный Великий Новгород: три
участника – первая и вторая премии. Высокотехничный баянист Игнат Пасхин из
школы при Новгородском колледже искусств великолепно и поразительно ровно отыграл
свою программу и заслуженно стал победителем старшей возрастной группы с
высоким пятым результатом среди всех участников конкурса (47,83 из 50 возможных
баллов). Это его предельно сосредоточенное лицо в сползающих от огромного
усердия очках запомнили зрители, отметив, как и арбитры, высочайшее мастерство
юного музыканта. Младшая землячка Игната аккордеонистка Любовь Дмитриева из
городской ДМШ также уверенно и с огоньком выступила в обоих турах и
удостоилась Диплома II премии в средней группе.
С великолепным дебютом на тульской земле восторженно поздравляем новгородцев
и их умелого наставника, заслуженного работника культуры РФ Анатолия
Михайловича Павлова. Так держать, Новгород Великий!
Стабильно высоки в Туле результаты Вологды: снова один
участник – вновь Диплом второй степени. Это усердный 9-летний баянист Денис
Королёв, по-профессорски серьезный, прилежно отыграл свою сложную программу,
получив в итоге самый высокий среди обладателей вторых премий балл 47, 75, но
столкнувшийся в борьбе за высший титул с таким же мелким, но уже выдающимся соперником.
Первый крупный успех яркой звёздочки на взлёте по праву разделяет с Дениской
и его наставник Александр Георгиевич Савостьянов – у них еще всё впереди!
По-разному повернулась удача к двум архангельцам. Старательная и
скромная школьница, баянистка Валентина Жемчугова пробилась на
Диплом II премии в равной конкуренции с новгородкой Дмитриевой в
средней группе. А вот уроженец Северодвинска, студент Архангельского
музыкального колледжа Вадим Баев, к своему великому огорчению, оказался чуть
ниже рубежной лауреатской черты в самой многочисленной первой юниорской группе
и даже не мог сразу поверить, что фортуна отвернулась в решающий момент
именно от него. Вадим сделал всё возможное во втором туре уверенной
раскрепощенной игрой, но это позволило ему подняться лишь с последнего у
роковой черты 13-го места, за которое он чудом зацепился в первом туре, на
9-ое с Дипломом.
Мощное трио студентов Петрозаводской консерватории вырвалось на
тульском тур-пире на самые высокие места. Памятуя о единичном и невнятном выступлении
карельской девушки на прошлом конкурсе, Владимир Александрович Соловьёв выставил
блистательную когорту своих учеников, предоставив своим коллегам оценить их
мастерство. Наивысшего балла из них и заслуженного Диплома
I премии во второй юниорской группе добился своим
мастерством скромный и старательный юноша Виктор Акулов, сосредоточенно и высококлассно
отыгравший свою сложную программу. Мощно, но не столь ярко и уверенно поддержал
Виктора его собрат по консерватории Игорь Гарюшин, самый старший из участников
этого турнира, легкие помарки которого не позволили ему подняться выше
Диплома III степени.
В первой юниорской группе Карелию представлял уроженец Тульской
земли Роман Елансков, участник прежних Белобородовских в качестве ученика
Щёкинской ДМШ, за которого теперь небезосновательно болели его бывшие
земляки-туляки. Усердно и красиво отыграв свою программу, повзрослевший за
два свои карельских года Рома также удостоился Диплома
I премии в острейшей равной борьбе с высококлассным
соперником. Выйдя из блистательного щёкинского школьного класса Валерия
Дмитриевича Ершова, Роман
дерзнул на 15-м году жизни переселиться из-под Тулы в северный
консерваторский город и оказался там в надёжных заботливых руках Владимира
Александровича, опередив при этом в истинном мастерстве более звёздных прежде
своих бывших земляков. Быть может, так решительно и должен «писаться»
серьезный «роман» профессионального становления перспективного юного
музыканта из российской глубинки: консерваторский уровень и класс, а не
погоня за дешевой мимолётной славой. Творческий рост и конкурсный успех
Романа очевидны и закономерны, что всецело подтверждает стремление
Петрозаводской консерватории и неизменную стратегию ее ректора брать в число
ее студентов лучших и перспективных баянистов как северного, так и центрального
регионов России.
То, что можно было бы назвать востоком, на VII Белобородовском
выглядело скудно, но порой единично
ярко. При полном отсутствии в этот раз прежде звёздных сибиряков и оскудевших
уральских «кладовых», единственным представителем последних стал крепкий, в
т.ч. и в баянной музыке, 16-летний паренёк из свердловского города Асбеста
Иван Русин. Его педагог, заслуженный работник культуры РФ Виктор Иванович
Елецкий – по доброй традиции непременный участник тульских Белобородовских, а
его уральские парни медленно, но последовательно идут вверх по ступеням
тульского турнира: после двух Грамот на двух предыдущих конкурсах братьев
Штырхуновых у Ивана – Диплом с девятым, одинаковым с Баевым, средненьким
баллом.
К восточному уральскому региону можно присовокупить и дебютировавшую
у нас в Туле Вятскую землю. Да как: с налёту – на высшую ступень пьедестала!
Во второй младшей группе 11-летний Кирилл Русинов из Кирова не оставил шансов
соперникам. Прилежный и усердный, с неизменной приветливой, слегка лукавой
улыбочкой вятич Кирюша покорил зрителей и официальных, лиц конкурса уже в
первом туре незаурядной для своего возраста и броско выразительной игрой. Ученик
ДМШ при Кировском колледже искусств, финишировавший с 4-м среди участников всех
групп баллом 47,91 из 50, он стал одним из самых ярких открытий
VII Белобородовского и одной из
весомых надежд на мастерство в начале своего восхождения по лесенке баянного
искусства. Вместе с Кирюшей в Туле успешно дебютировала и его педагог Татьяна
Сергеевна Бельтюкова; вдвоём они, прослушав почти весь конкурс и набираясь опыта
у старших, были одними из самых заметных завсегдатаев зала ТКИ. Благодаря
Кирюше на VII Белобородовском среди всех
представленных регионов по баллам первенствовал как раз Киров. Так держать,
вятичи!
Российский Юг в этот раз, в отсутствии прежде дружной Кубани,
представлял лишь один регион – Ростовская область (9 конкурсантов). Но как представлял!
Триумфально! Иначе и не скажешь. Блистательные звёздные юные мастера, мудро и
умело воспитанные и заботливо привезенные в Тулу Галиной Ивановной Крыловой,
вынуждают заслуженно начать именно с Волгодонска, удостоенного среди всех
городов турнира максимальною среднего балла тура (24,31 из 25). Сколько
участников – столько лауреатов: эта замечательная традиция второе десятилетие
складывается у Волгодонской ДШМ им. С.В. Рахманинова и «матери» Белобородовских
триумфаторов Галины Ивановны, победным маршем шествующей по всем тульским состязаниям.
Из-под ее заботливого «крыла» в небо профессионального искусства взмывают согретые
теплом её рук и окрепшие с годами упорного труда «птенцы» баянного «гнезда»
Волгодонска, прославившегося на всю Россию как кузница юных талантов. Но в этот
раз Галина Ивановна и ее мальчишки превзошли, если это возможно, самих себя:
на двоих – две победы, да какие: дна диплома I премии!
Из звёздного «гнезда» Крыловой второй раз за гарантированной
высшим классом победой в Тулу «прилетел» 13-лстний Евгений Воронов, предельно
серьёзный и ответственный мальчик, по-взрослому уверенный в себе и своём
результате: с третьим среди всех участников конкурса баллом 48,25 Женя был
вновь на недосягаемой высоте победного полета. За четырёхлетие
белобородовского «межсезонья» его прошлый и теперь нынешний триумфатор, взяв
и 2003-м уверенный стартовый разбег именно в Туле, начал активный сбор лауреатских
дипломов, став в позапрошлом году также Стипендиатом Министерства культуры
РФ «Юные дарования».
Традицию последовательных триумфов школы Крыловой мог бы продолжить
и еще один безоговорочный победитель прошлого Белобородовского Сергей
Козедуб, ныне ученик колледжа при Ростовской консерватории, но его болезнь
несколько упростила его несостоявшимся многочисленным соперникам борьбу за
баллы и места в самой многочисленной первой юниорской группе. И как
замечательно, что для каждого Белобородовского Галина Ивановна готовит новое
– и обязательно триумфальное – открытие.
Звёздную цепочку «Козедуб – Воронов» на ура продолжил 9-летний
артист Дмитрий Козюк. То, что виртуозно вытворял с баяном на сцене абсолютно
уверенный в себе и своём полном превосходстве над соперниками Дима, благодаря
своему уже вполне сложившемуся мастерству, не поддаётся описанию: звучно,
четко, зажигательно – высший пилотаж, одним словом, как резюмировал один из
арбитров. А Димин балл 49 ровно, как и его слагаемые в обоих турах, оказались
абсолютно недосягаемыми для всех иных участников нынешнего музыкального состязания.
«А сколько нужно баллов для Гран-при?» – с любопытством вопрошал своего
педагога Димуля, замахнувшись с первой же попытки на максимально высшее.
Хочется тебя малость огорчить, триумфатор ты наш малолетний пока, но этот
приз судьи дают не только за балл, но и за сложившееся годами высшее профессиональное
мастерство. Так что лишённый – только пока - Гран-при, Дима открывает перед
собой необъятные просторы для самосовершенствования и будущих убедительных
побед.
Упрямые цифры средних баллов за счет каких-то трёх десятых выводят
на вторую позицию среди ростовских городов дебютировавший в Туле приазовский
Таганрог. Так получилось в этот раз на Белобородовском, что в заочной и не
совсем равной борьбе за Гран-при конкурировали своими баллами и, прежде
всего, мастерством два районных города одной области по противоположным
сторонам от Ростова-на-Дону, и два участника – один из самых маленьких и один
из самых взрослых. Гран-при с плоским телевизором в придачу уехало на Юг
России – в Таганрог!
Эльдар Абдураимов из Таганрогского музучилища – таково имя седьмого
обладателя Гран-при тульских Белобородовских конкурсов! Чрезвычайно скромный,
застенчивый брюнет, как будто слегка смущаясь не то своего могучего роста, не
то даже улавливаемого с первых же минут виртуозного звучания баяна, Эльдар
безоговорочно пленил жюри и публику, а суммарный балл 48,5 гарантировал ему
высший приз VII Белобородовского. Браво,
Эльдар: к четырём прежним победам на международных конкурсах предыдущих двух
лет ты уверенно добавил пятую! Тула – на 5 с плюсом! Уже в полной мере
идеально сложившийся как многоплановый баянист, он своей мягкой изящной игрой
и в этот раз не оставил никаких шансов соперникам по группе. «Вот так блестяще
играют состоявшиеся музыканты!» – восторженно бросил реплику в жюри Б.М.
Егоров по ходу игры Эльдара уже в первом туре. Второй тур убедил всех, что
равных азовскому парню по мастерству в этот раз в Туле просто нет!
Но Таганрог был готов поразить Тулу неоднократно: ведь наставник
абсолютного триумфатора Николай Васильевич Карнаухов, не смогший – к своему
великому огорчению – приехать в Тулу порадоваться плодам своих долгих
кропотливых трудов, подготовил крепкие конкурсные программы трём своим
ученикам. В звёздной тени скромного Эльдара всё же не затерялось двое других,
а раскрыли – лишь в меру удачно – свои таланты и умения. Первоначально
фортуна больше благоволила Павлу Михалёву, ярко запомнившемуся не только
бирюзовой рубахой казака, но и, в первую очередь, размашистой вдохновенной
игрой. С седьмой позиции первого тура при максимальной скученности баллов
были шансы дерзнуть выше, но что-то в звучании баяна Павла дало лёгкий сбой,
уловленный чутким ухом арбитров и стоивший ему такого близкого лауреатства.
Восьмой балл у самой заветной кромки – одна из самых обидных финишных позиций
дерзновенного неудачника.
Всё зеркально наоборот имело место у изящно гармоничного
таганрогского парня Ивана Третьякова, который не только не затерялся среди
участников самой многочисленной той же первой юниорской группы, но и сумел
обратить на себя внимание. Ваня вполне мог бы получить и негласный
дополнительный приз «За волю к победе». Первый тур при добротной ровной игре
с восьмью сотыми выше проходного балла позволил ему зацепиться лишь за
двенадцатую позицию. Но Иван прибавил мощи, артистизма, вдохновения и азарта,
став с шестым баллом лауреатом III премии.
Результаты таганрогцев, такие неоднозначные, они сами, замешкавшись к моменту
официального их объявления, «с пылу с жару» удосужились пропустить, так что
зал дружно аплодировал объявлению имени нового обладателя Гран-при в его временное
отсутствие. Когда же скромные и даже, показалось, робкие таганрогцы подошли
чуть позже к экрану конкурса, то сами, также показалось, не поверили тому,
что произошло, во всяком случае, Эльдар, впервые застенчиво улыбнувшийся и
принявший первые поздравления. Не скрывал своей радости дерзновенный Иван, и
огорчённым выглядел поскользнувшийся у заветного порога Павел.
После восторженных слов гостям из Волгодонска и Таганрога приятно
будет уделить их порцию и самому Ростову-на-Дону, вернее, ещё одному победителю
VII Белобородовского. В острейшей борьбе всё в
той же первой юниорской лидерство удержал ученик ССМШ при Ростовской
госконсерватории им. С.В. Рахманинова Павел Серенко, которого также по праву
можно назвать сложившимся зрелым музыкантом и одним из ярких открытий этого
состязания. Высокое мастерство и вдохновение, безусловно, позволили Павлу
полюбиться части арбитров и публики. Не столь избалованный, как Эльдар,
прежними успехами, тщательно подготовленный, безукоризненный Павел вторично
покорял высоты международных турниров, поднявшись со второй прежней ступени
на тульскую первую. Уроженец Краснодара, он прямой консерваторской дорогой
уверенно идёт к заветной цели высококлассного баяниста-профессионала,
разделяя главный пока свой в жизни турнирный успех со своим наставником
профессором РГК, Заслуженным работником высшей школы РФ Людмилой Васильевной
Варавиной. Но в Тулу 17-летний Павел приехал по-взрослому полностью самостоятельно,
доказав себе в очередной раз, что ему любой город покорится.
К своему и своих земляков сожалению, успех Серенко не смог
достойно поддержать его земляк и партнер из ССМШ при РГК Григорий Гостищев,
хорошо знающий Тулу и её конкурс по прошлому турниру, однако всё же нынешний
неудачник. Дипломант VI Белобородовского и
лауреат ряда других состязаний, он неровно и неуверенно, по нисходящей, выступил
в Туле в этот раз и замкнул с Дипломом чёртову дюжину финалистов юниорской
группы.
На девять участников конкурса от Ростовской области пролился
обильный звёздный дождь: Гран-при, три лауреата I
премии (т.е. победы в четырёх из шести возрастных группах!), ещё один –
III премии и три дипломанта! В прошлый раз было также пять
лауреатов, в т.ч. тоже трое первых, но без Гран-при. Чрезвычайно высокий и
стабильный результат южан с берегов Дона и Азова! Теоретически он мог бы быть
ещё более близким к абсолютному, но братья Прядко из Новочеркасска смотрелись
и слушались гораздо скромнее; лишь младший из них, Николай, с девятым баллом
зацепился за Диплом во второй младшей группе.
Не числом, а умением. Это можно сказать о гостях
VII Белобородовского из региона Центрального Черноземья. По
двое участников представляли в Туле Воронеж, Липецк и Белгород.
Два лауреата II премии, два - III премии
и дипломант. Тоже неплохо, бравые парни!
Особенно отличились и отметились мастерством воронежцы. Многим на
конкурсе запомнился смуглый виртуозный и убедительный 14-летний паренёк
Андрей Колмаков, пополнивший свой стремительно растущий послужной список
тульским дипломом II степени. Под мудрым
руководством своей мамы Марины Андреевны Колмаковой и её чутким присмотром
новичок Воронежского музколледжа приступил к покорению мира, и к лауреатству
в Испании на «Розе ветров» уместно прибавляется в его коллекции тульское.
Хочется пожелать увлечённому Андрею попутного ветра в океане баянной музыки и
тульский бриз в паруса.
Мощной сокрушающей волной уверенной игры прокатился по конкурсу
19-летний русский богатырь Владимир Бутусов, пополнивший свой не менее
интенсивно растущий лауреатский багаж также дипломом II
степени VII Белобородовского. Твёрдой самостоятельной
поступью Володя шагнул дальше в мир профессиональной музыки, приглянувшись
арбитрам своим стилем и мастерством. В Воронеже его успех разделила его
наставница, заслуженный учитель РФ Елена Павловна Чиликина. А в целом,
Воронежский музколледж им. Растроповичей красиво сыграл в Туле в апреле
2007-го Мстиславу Леопольдовичу прощальную мелодию признательности.
Разным своим ликом повернулась удача к ребятам из Липецка, из
Детской академии искусств при Липецком областном колледже им. К.Н. Игумнова.
Одной из самых ярких личностей этого конкурса многим запомнится юниор Сергей
Крутских, всем приветливый и почтительный, улыбчивый и исполненный
достоинства, умный и любознательный, а главное для турнира – виртуозный и
эмоционально-выразительный аккордеонист. Диплом II
премии – это на данный момент наиболее высокая покорённая вершина дерзающего
юноши и его наставника, заслуженного работника культуры РФ Василия
Васильевича Постникова. Окружённый особым теплом и заботой туляков Сергей
снискал и восторженное восхищение питерского аккордеонного маэстро Н.А.
Кравцова, что вполне вероятно откроет ему новые дали в музыке. Но и сам
разносторонний Сергей умеет и любит расширять свои горизонты: его отсутствие
на вручении призов в день закрытия объяснялось уважительной причиной – срочной
поездкой в столицу и научным докладом по биологии в МГУ.
А вот его младшему собрату по академии, даже, несмотря на прежние
громкие титулы, в Туле явно не повезло: усердный и скромный Роман Сырых в
средней группе с весьма высоким баллом остановился в плотной компании
соперников у самой черты лауреатов на седьмой строке обладателем Диплома.
Из двух белгородцев о себе добрые воспоминания оставил один:
по-взрослому самостоятельный и уверенный в своём мастерстве Александр Богатырёв.
Обладатель звонкой фамилии и подобающей ей крепкой внешности, 17-летний Саша
отметился в Туле добротной, слаженной игрой. Засучив рукава, в прямом и
переносном смысле, он уверенно ворвался в группу лидеров младших юниоров,
взяв в первом туре пятую позицию. В дальнейшей острейшей борьбе с
многочисленными соперниками Александр буквально «выцарапал» теоретически
последний на конкурсе лауреатский диплом III
степени. И голубоглазый блондин из Белгорода смог запомниться на
VII Белобородовском одним из самых светлых его лучиков
упорства в достижении цели.
Центральный регион России на этом Белобородовском выглядел
скудновато и бледновато. Гораздо скромнее прежних своих ярких достижений в
Туле финишировал на сей раз Брянск: два участника – два Диплома. И дело не
только в отсутствии былых лауреатских званий, а в том, что «зажжённая» четыре
года назад в Туле звёздочка начала меркнуть. Марина Акулецкая – одна из шести
приехавших в Тулу прошлых участников соревнования, причём из звёздной плеяды
Белобородовского-2003. Но, как с сожалением и огорчением отметили «ветераны»
конкурсного жюри, 9-летняя девочка-лауреат с предыдущего турнира не выросла в
кандидаты на лидерство и со скромной игрой затерялась в общей массе
конкурсантов. Марина, как и второй брянчанин – маленький годами, но
по-богатырски крепкий 11-летний Костя Марусов – уже после первого тура
финишировали на седьмой позиции; там же, в средних рядах, при среднем уровне
исполнительства они и остались дипломантами.
Ещё один из прошлых участников и дипломантов Белобородовских
турниров – Евгений Глазатов из небольшого городка Бежецк Тверской области,
вторично приехавший в Тулу со своим учителем Валерием Максимовичем Нуралиным,
непременным участником тульских состязаний. И если в первом туре невозмутимый
Женя зацепился за шестую строку, то увядающий темп его игры в туре втором
позволил ему лишь замкнуть ряды финалистов, получив второй Диплом
Белобородовского подряд. Завидное постоянство, но невысокое.
Калуга была представлена одним участником – маленьким афро-российским
мулатом Давидом Мигелом. Публике было небезынтересно посмотреть и послушать,
как темнокожий 10-летний мальчик играет Баха и Фоменко на баяне, хотя лишь на
скромной восьмой позиции прошёл Давид свой тульский отрезок пути до своего
первого международного Диплома, запомнившись вместе со своим педагогом и как
неизменный слушатель конкурса, набиравшиёся опыта и мастерства у других и
старших.
Из регионов российского Центра относительный успех обрела лишь
Ярославская область, в первую очередь благодаря дебютировавшему городу
Рыбинску. В старшей группе скромный и старательный, даже малоприметный
поначалу паренёк Роман Беляев, пройдя по пятым строкам баллов, без
непосредственной очковой борьбы с соперниками сверху и снизу, стал лауреатом
III премии. Земляка не поддержали сёстры-аккордеонистки
Богдановы-Шевчук из Ярославля, запомнившиеся, прежде всего, девичьим
изяществом в ярких платьях. Лишь младшая из них, Александра, замкнула ряды
финалистов в старшей группе, удостоившись Диплома.
Двое баянистов представляли на тульском международном Подмосковье
– контрастных визуально, но финишировавших на одинаково достойных позициях. «Костик»,
– представился с милой усмешкой 9-летний баянист из г. Бронницы Константин
Чурбанов, запомнившийся на сцене трудолюбивым усердием и игривым задором.
Вездесущий в дни турнира со своим любопытствующим озорным взором, он может
считаться третьим претендентом, вместе с мамой, на негласное звание самого
внимательного слушателя из числа участников, а значит, учащегося мастерству у
старших. Но и результат упорного маленького Кости, впервые вышедшего за
областные рамки, – лауреатство третьей пробы – не может не порадовать и его
самого, и его наставника, заслуженного работника культуры РФ Евгения
Алексеевича Игнатова.
Самым крупным и взрослым смотрелся на турнире юниор-богатырь из
Коломны Алексей Сысоев, уверенной поступью мощно шедший к своему тульскому
лауреатству третьей степени. В его могучих руках лёгкий баян послушно исполнял
сложную программу, весомо пополнив перечень наград упорного Алексея.
Трое участников турнира приехало в Тулу из Москвы. Результаты у
москвичей, как всегда, резко контрастны. И если не принимать в расчет
баянистку-юниорку, то двое москвичей в средней группе активно боролись за
самые высокие места. Уровня прежнего окружного столичного Гран-при оказалось
недостаточно Николаю Болотину из столичной ДШИ № 11, чтобы бороться за победу
в Туле. Крепкий улыбчивый, а главное умелый 13-летний паренёк, запомнившийся
мастерством и вдохновением, вытянул только до лауреатства III пробы.
Выше класс и результат оказался у москвича из той же школы со
шведским гражданством Виктора Даниэля Элиасссона. По-скандинавски колоритный
юный 12-летний швед уже на церемонии открытия отметился подобающим его
светлой внешности жёлтым костюмом национального цвета своего королевства.
Шведская изюминка впервые на Белобородовских сполна воплотилась в виртуозную
завораживающую игру теперь уже пятикратного лауреата конкурсов, в т.ч. трижды
международных, и первый для Виктора Диплом именно I степени.
Высокий класс москвичей зазвучал в Туле благодаря стараниям и
плодам педагога мальчишек Натальи Васильевны Пуриц, которая, наряду с
неизменно победной Галиной Ивановной, стала на VII Белобородовском
одним из педагогов-триумфаторов.
А теперь, памятуя, что конкурс-то международный, бросим
восторженный взор за границы России, на братские славянские республики СНГ.
Доброй традицией Белобородовских становится участие в них
представителей Украины, причём Западной. И всё благодаря вторичному приезду
на тульский конкурс теперь уже юниорки Анны Барциховской, ныне как студентки
Тернопольского музучилища. По сравнению с прошлым успехом и лауреатством,
давшим ей крепкий задел на конкурсный пьедестал в минувшее четырёхлетие,
нынешнее выступление титулованной Ани в Туле оказалось скромнее и малость
бледнее, а шестые позиции в обоих турах привели её к итоговому Диплому. Финиш
Анны у возрастной предельной черты не позволит ей испытать третью тульскую
попытку, но она уверенно проторила тропу своим землякам на белобородовскую
сцену.
В этом мы с восторгом убедились, поболев за милого золотистого
украинского мальчика Ростислава Буяновского из родного города Анны
Хмельницкого. Тихий и скромный, не проронивший на малознакомом русском ни
слова и общавшийся на конкурсе устами папы, впервые заботливо привёзшего сына
в столь дальние края, Слава убедительно ярко говорил на языке музыки своим
послушным и прилежным аккордеоном. Этот хрупкий 11-летний мальчик дерзнул по
максимуму и боролся за самое высшее место, но остался вторым.
Целый белорусский «звёздный дождь» ниспал на Тулу тёплым апрелем:
восемь участников после прежнего выдающегося одиночки Плиговки четырёх
прошлых конкурсов. Их могло быть ещё больше, если бы не сбились с пути плохо
знающие дорогу в Тулу гродненцы. VII
Белобородовский прошёл, в том числе, и под знаком высокого класса второго белорусского
города – Гомеля. Трое из шести гомельцев стали в Туле лауреатами, двое – дипломантами.
Первым потряс жюри и особенно публику 16-летний артист с Большой
буквы Андрей Довженко. Этот тот самый в белом костюме, неуёмно страстно и
азартно сыгравший «Посвящение Пьяццоле» и всю дальнейшую свою программу и
финишировавший вторым. Достойно боролась с земляком старательная и
целеустремлённая до слёз, очаровательная Алеся Гришкова. Белорусская
аккордеонистка уверенно прошлась на четвёртых баллах к заветному званию
лауреата, а публика тепло приняла и запомнила милую «кудесницу Полесья».
Слова признательности и восторга заслуживает наставник двух лауреатов
II степени Александр Михайлович Гуров из Гомельского
госколледжа искусств им. Н.Ф. Соколовского. Третий его ученик, Дмитрий
Писанник, в юниорской группе выступил неуверенно, а неоднозначные суждения
жюри о его программе не позволили ему финишировать выше одиннадцатой строки и
оставили с Дипломом за чертой лауреатов. Но в этой же группе в ряды лидеров
яростно ворвался мощным красивым натиском виртуозный баянист Андрей Цалко,
звучно и прочувствованно исполнивший программу, для которого Тула знаменовала
прорыв в большую баянную музыку.
Ещё один гомелец, старший юниор-богатырь Виталий Грищенко, при среднем
уровне исполнительства скромно прошёл через два тура и с Дипломом замкнул
восьмёрку финалистов. Многие с нетерпением ждали услышать на тульской сцене
15-летнего Егора Савицкого, регионального лауреата из деревни Чирковичи, что
на окраине гомельского районного города Светлогорска. Уже само приобщение к
большому музыкальному мастерству мальчишки из полесской провинции заслуживает
восхищения и уважения, а сам дерзающий, целеустремленный, серьёзный до
предела паренёк упорством движется к высотам баянного искусства. И хоть
результат его в старшей группе сдвинулся с девятого лишь на восьмой, то этот
первый Диплом международного уровня многого стоит для Егора. Наконец, столицу
братской державы в одиночку представлял статный и приветливо улыбчивый юниор
Никита Реут из Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской госакадемии
музыки. Стабильность и высокий уровень мастерства минской школы, личное
обаяние и умеренный азарт позволили Никите относительно легко стать лауреатом
и полюбиться зрителям. Три лауреата II премии, ещё один – III премии и три дипломанта –
хороший результат наших белорусских братьев!
Разговор о земляках Белобородова в этот раз
получится на редкость скудным и скромным. Не в пример прошлым обильно удачным
для хозяев конкурсам, в 2007-м наш край мастеров почти что провалился, и лишь
из последних сил «выцарапал» пару-другую лауреатских дипломов. Самый низкий
балл области, а тем более самого города оружейников среди всех участвовавших
регионов можно объяснить не только по-прежнему изрядно высоким, но одновременно
и слегка оскудевшим числом участников (12 и 11 соответственно), в т.ч. и
статистов, но и практическим отсутствием ярких лидеров, какие знаменовали
наши недавние успехи в 2000-м и 2003-м.
«Коротко и ясно», – хлёсткая резюмирующая реплика одного из судей
в отношении предельно лаконичной и неубедительной программы одной из участниц
от Тульского края сама по себе о многом говорит. Но всё же три лауреатских
диплома добыли своими стараниями ученики школ области и их педагоги. Кимовск,
Алексин, Щёкино – такова успешная локальная география VII Белобородовского.
Дальний Кимовск и его умелый по части
баянного мастерства педагог Наталья Владимировна Пузакова вновь заставили о
себе вспомнить и восторженно заговорить, ибо наибольший успех маленького да
удаленького кимовчанина, 11-летнего Николая Кезика, – максимальный результат
для земляков Белобородова в 2007-м. Артистически яркий и пробивной, с
искоркой неистового задора, Коля-Николаша не просто поддержал свой край, а
буквально ворвался в когорту лучших маленьких баянистов, заслуженно вырвав в
острейшей борьбе Диплом II степени.
В этой же наиболее удачной для туляков второй младшей группе
фортуна благоволила и шедшему за его спиной алексинцу Ивану Ратникову. Этот
крепкий рослый мальчик и с аккордеоном ладил крепко, также поднявшись на
лауреатскую ступень, только III премии.
Менее убедительно здесь выглядел робкий Никита Холин из ДМШ
города Болохова, опустившийся на седьмую позицию и довольствовавшийся Дипломом.
У самых маленьких за заветный балл и такой же Диплом «зацепился» самый-самый
крохотный участник, не достигший ещё и девяти, Антон Конякин из Дубны. В
драматичной борьбе с соперниками и с собственным отказавшим баяном, упорно
двигаясь к высокой цели, стиснув зубы, «вырвал» заветный балл и высокое место
Александр Лопатин из Щёкинской ДМШ № 1. С достойным лауреатством поздравляем
и трудолюбивого Сашу, также заслуживающего символического приза «За волю к
победе», и нашего звёздного наставника юных из Щёкина Валерия
Дмитриевича Ершова. В целом, хорошие резервы, пока ещё
только начавшиеся проявляться в умениях, взрастают по Тульскому краю. И ещё
нельзя не отметить достаточно широкую областную географию участников: это также
города Суворов, Узловая, посёлки Чернь, Первомайский и Новогуровский.
Гораздо бледнее выглядела на VII Белобородовском сама Тула, удостоившаяся
только двух лауреатских Дипломов III степени.
Самым младшим из двух лауреатов от города-героя стала маленькая
старательная аккордеонистка с большим бантом
Арина Чуйкина из лицея искусств №3. Высокий класс школы-лицея и школы
супругов Гамаюновых вновь наглядно подтвердился, что и убедительно доказала
нам со своей ученицей Светлана
Александровна. У 9-летней прилежной и изящной,
успешно осваивающей мастерство девочки ещё всё впереди. С хорошим дебютом,
Арина!
ТОДМШ им. Г.З. Райхеля заметно прибавила к прошлым нулевым
результатам и вывела своего изрядно подросшего, в т.ч. и в мастерстве, самого
мелкого малыша предыдущего конкурса, прилежного Андрея Кузовлева на заветный
Диплом лауреата III степени всё в той же
удачной для земляков Белобородова второй младшей группе. Малыши-то – хороши,
а у старших – всё проблемно...
Ещё три дипломанта для ДШИ Тулы – довольно слабое утешение.
Странный конфуз произошёл с девочками из ДШИ №1 в старшей группе: готовились
удивить и поразить, только плод получился недозрелым и не всем пришёлся по
вкусу. Шестой балл за чертой лауреатов – слабое утешение для аккордеонистки Светланы
Козиной и её экспериментирующего талантливого
наставника. И авторские аранжировки репертуара педагогом, и изобилие, в т.ч.
его же, аккомпанемента, и игра одной рукой – было о чём посудачить судьям и
зрителям. Только эксперимент этот для самой Светы, стабильно прошедшей к
своему Диплому на шестых позициях, не воплотился в весомо продуктивный
конечный результат.
Ещё менее убедительно и более незрело слушалась другая аккордеонистка
этой ДШИ Ирина Галкина, «перевернувшая» для своей школы шестёрку на девятку
второго дипломанта. В дополнение, в младшей группе Туле, хоть и с последним
десятым баллом, перепал ещё один Диплом, отправившийся в ДШИ № 4. Опять-таки
есть и у Тулы хорошие резервы, только подросшие, с прошлым турнирным опытом,
музыканты как-то ушли в глухую тень или разлетелись кто куда. И если былой
лауреат Воробьёв-младший
стремительной карьерой в шоу-бизнесе взлетел под его облака, красуясь теперь
с обложек журналов, то где все другие, где те прошлые, не оправдавшие себя
надежды?..
Исключительно бледно и малорезультативно выглядели в этот раз
колледжи Тульской области: четыре участника на двоих и только два дипломанта
с предпоследними баллами. Единственный представитель Новомосковского колледжа
искусств, зрелый музыкант и опытный турнирный боец Владимир Варванин во
второй юниорской группе с круто навороченным и трудно воспринимаемым
репертуаром упорно дошёл до своего Диплома с седьмым результатом.
Из трёх студентов Тульского колледжа искусств им. А.С.
Даргомыжского лишь один старательный Павел Гайдуков, прорвавшись в финал в
первой юниорской группе, в жёсткой конкурентной борьбе уступил почти всем
соперникам и на скромной двенадцатой строке дипломанта в последний день
конкурса поставил горькую для Тулы точку. Два же других студента ТКИ досадно
и обидно замкнули уже в первом туре последние строки баллов в обоих юниорских
группах...
Тем не менее, нельзя не отметить старания педагога-дебютанта ТКИ Сергея
Валентиновича Нефёдова, единственным (!) в колледже
на всём большом народном отделении подготовившего всех троих участников этого
конкурса. Взгляд в сторону – и не на какого. Даже немалое число
студентов-баянистов и аккордеонистов, с единственным, пожалуй, отрадным
исключением моего незаменимого помощника, дружно «не заметило» международный
конкурс – не только детский, но и юниорский, колледжный – в стенах своего же
учебного заведения. Видно, некому и нечему здесь почему-то учиться в странном
понимании баянно-аккордеонного студенчества и части их преподавателей.
Непостижимая закономерность проявилась у земляков Белобородова...
Итого у Тулы и области на 23 участника лишь половина (12) стали
обладателями дипломов, из них только 5 лауреатами: 1 – II и 4 – III премии, и ни
одного в этот раз победителя. И ещё такая обидная грустная реплика злой
иронией из жюри в отношении баянного оснащения земляков Белобородова: «сапожник
без сапог»...
В заключение хотелось бы заострить внимание на борьбе за высшие
места в каждой возрастной группе.
В I младшей этой борьбы как таковой
вновь не получилось. И вновь всё благодаря тому, что Волгодонские
конкурсанты-малыши не имеют себе равных! Как уверенно и одновременно
по-детски игриво, без тени смущения и сомнения в своей абсолютной
приоритетности выступал Дмитрий Козюк, что судьям ничего не оставалось, как 8
раз из 12 поставить ему высший балл 25, а его средний балл второго тура 24,83
сам красноречиво говорит о безоговорочном преимуществе этого хрупкого
мальчика и восторженной оценкой арбитров распахивает для него широко врата
храма баянной музыки. Первая значительная музыкальная вершина в жизни
9-летнего Димы с триумфом покорена на родине изобретателя хроматической
гармоники!
Вторым по уровню и результатам в группе уверенно прошёл к своему
лауреатству II премии с круто навороченным,
хоть и детским репертуаром серьёзный турнирный боец Денис Королёв из Вологды.
С таким баллом, как у Дениски (47,75 из 50) уверенно берут и первые места,
так что ему ещё не повезло, что в группе с ним оказался предельно недосягаемый
конкурент.
Лишь за третье место была видимость борьбы: после первого тура с
одинаковым баллом его делили тулячка Арина Чуйкина и Костя Чурбанов из
Подмосковья. В итоге прибавившая уверенности и задора Арина вышла
победительницей локального соперничества со слегка стушевавшимся соперником,
а высокие оценки обоих малышей позволили присудить в группе два Диплома
III степени. Все остались довольны. Да и в целом лесенка
баллов слишком очевидно расставляла самых маленьких по подобающим их
мастерству местам. И даже прозорливый жребий сумел предоставить возможность
абсолютно последовательно прослушать всех малышей от аутсайдеров через обладателей
Дипломов по четкому рейтингу баллов до последних аккордов бесподобного Димы
Козкжа.
Уже следом, во втором младшей группе, группе страстных творческих
порывов, появилась маленькая интрига. С одной стороны, явное преимущество
кировца Кирилла Русинова, с неимоверным рвением и задором виртуозно
выступившего ещё в первом туре и покорившего сердца многих колоссальным
артистизмом подрастающего «кудесника сцены», а потом упрочившего игрой
убедительность своих доводов в туре втором, слишком очевидно и быстро
закрывало здесь вопрос о победителе. Основной Кирюшин преследователь, украинец
Ростислав Буяновский, выступал буквально следом, даже песенку Крокодила Гены
можно было сравнивать в очной ставке конкурсной борьбы за золото. Какое
трудолюбие и старание, какое хоть и детское, но по-взрослому зрелое упорство
в, казалось бы, и так ясном раскладе баллов и мест проявил уроженец земли
Подолья, убедительно оправдывая своё звучное древнерусское княжеское имя
обладателя «растущей славы». А баллы второго тура у обоих: 24 – 24,5! Хотя
Слава и прибавил во второй день даже резче, но и лидер-то был на высоте. И
если догнать не удалось, то состязание младших получилось красивое! В этой гонке
преследования между собой оспаривали третью позицию трое туляков. И не успели
зрители остыть от очного соперничества фаворитов, как тут же всех потряс
кимовчанин Коля Кезик, с не меньшим азартом и победной улыбкой отыгравший
программу второго тура, набравший безоговорочно третий балл, буквально
ворвавшись в ряды лидеров, и при минимальном отставании от Ростислава
разделивший с ним по второй премии. Какая увлекательная и острая борьба в
первое утро финалов.
На следующее же утро в средней группе было всё иначе, даже гораздо
более остро и драматично. А ведь после первого тура на небосклоне здесь сияло
солнышко ясного благодушия при очевидном первичном ранжировании претендентов.
«Танки под Сталинградом» – такой репликой-метафорой арбитр сравнил
абсолютную уверенность и предельную чёткость исполнительства явного фаворита
с берегов Дона, безоговорочного победителя среди малышей на прошлом
Белобородовском, Жени Воронова. Но невозмутимого и гордого подростка из
Волгодонска, Евгения, юного мастера баяна, в утро первого тура, 13 апреля,
можно было поздравлять как минимум трижды: с 13-летием (он единственный из
участников встретил свой день рождения на конкурсной сцене), с безоговорочным
лидерством в группе и закономерно самым высоким среди всех групп баллом тура
24, 25! Счастливая цифра «13», особенно для «птиц» высокого полёта.
Старательные и умелые соперники – московский швед Элиассон,
коренной москвич Болотин и девушки из северных городов – расположились своими
баллами лесенкой вниз. Однако во второй день, в разрез со столь же
умиротворённой весенней погодой, в зале ТКИ и на подступах к нему разразилась
настоящая эмоционально-психологическая гроза. Воронов выступает по жребию
вторым. Победной поступью звучит сюита в картинках Юттилы, и вдруг у финиша
лёгкая неуверенность скользит у мальчика в народной обработке. Великолепный
Женя, по своему характеру не позволяющий себе допустить ни малейшей помарки,
глубоко расстроен и кратковременно психологически сокрушён. Интрига же не
даёт ни минуты послабления: следом на сцену выходит невозмутимый элегантный
юный швед Виктор Даниэль Элиассон, получивший свой ещё недавно призрачный, но
теперь вполне осязаемый шанс. У представителя команды «тре крунур» («трёх
корон») своя копилка наград ждёт убедительного пополнения. Баян в руках
талантливого мальчика с приарктических берегов Ботнического залива, города
Сундсвалль, бесподобно изящно и виртуозно выводит в обоих турах музыку
немецко-австровенгерских композиторов, и Виктор-«победитель», как островок
стабильности в этой группе, закономерно, хоть и на самую малость,
побеждает-таки во втором туре. Но только итоговый подсчёт позволяет
заключить, что Воронов сохранил с первого тура то весомое преимущество,
которое не даёт повода для сомнения, что обойти его невозможно. Но
справедливость торжествует двояко: юный варяг Элиассон также закономерно
удостаивается Диплома I степени за красивую и
убедительную игру. Браво Женя и браво Виктор!
Но интрига продолжается. Стабильнее в это утро девочки:
выступающая следом Валя Жемчугова уверенно идёт ко второй ступеньке
пьедестала. Но уже далее москвич Коля Болотин продолжает и даже усугубляет
цепочку срывов, что стоило ему, при самом низком балле претендентов во втором
туре, отступления с третьей позиции на пятую в пользу девочек и завершилось
невыгодным обменом ускользнувшего второго лауреатства на третье. Но дух перевести
некогда, особенно тулякам, у которых единственная в этой группе надежда,
щёкинец Александр Лопатин, – следом на сцене состязания. Сердце защемило, небось,
не у одного земляка, когда при всех неимоверных Сашиных дерзаниях стал
технически сдавать его не выдержавший конкурсного накала инструмент. Но
торжеством воли дерзновенный мальчик буквально «вырвал» благосклонность
арбитров, финишировав во втором туре с третьим баллом после абсолютных
лидеров. Этот яростный рывок позволил волевому Саше ухватиться за рубежный
лауреатский диплом. И замыкающая группу единственная аккордеонистка Любовь
Дмитриева не упустила свой верный шанс сохранить четвёртую позицию и
разделить по Диплому IIстепени с Валей,
неуловимо прибавившей во втором туре и воспользовавшейся сбоем соперников.
При объявлении результатов девочки в обнимку поздравляли друг друга, а группа
эта получилась с наиболее девичьим пьедесталом. Уровень мастерства и баллов в
финале здесь оказался очень высок, а соперничество – обострённо поглощающе.
Уже первый тур, по сути, расставил всё по местам в старшей группе.
Победной поступью прошёлся к заветной цели новгородец Игнат Пасхин, с первого
тура весомо обозначивший своё преимущество высокотехничной игрой и отменной
прилежностью. Сенсаций здесь не состоялось, но во второй день сразу четверо
лидеров собрали плотные баллы в пределах полутора сотых, что подтверждает
высокое мастерство 14 – 16-летних. После трёх первых «увядающих» игрой и
баллами девушек-аккордеонисток первым из группы фаворитов выступает воронежец
Андрей Колмаков, самый младший из претендентов. Страстный и великолепный
прорыв и весомая Андреева заявка. Роман Беляев обозначает намерения только на
Диплом третьего достоинства.
Первую подгруппу перед обеденным перерывом замыкает Алеся
Гришкова, сумевшая сполна показать не только своё великолепное мастерство, но
и убедить всех в том, какой упорный она боец. И если даже что-то не
заладилось с аккордеоном и не удалось выложить абсолютно всё, на что
способна, но птицу удачи за хвост схватить ты успела, Алеся, твой балл таков
же, что и у Андрея, а минимальное отставание от него в первом туре – не
помеха получить одинаковые Дипломы лауреатства II
премии. После перерыва лидер Игнат, хоть толику балла недобрав по сравнению с
дебютными 24, благодаря неизменному упорству и мастерству не оставляет повода
сомневаться в своём успехе да и шансов соперникам. Последняя выгодная
позиция – у белоруса Андрея Довженко, чей абсолютно белый имидж лишь тонко
подчёркивает серьёзность намерений дерзновенного юноши. Андрей всё так же
грациозен и уверенно умел, он снова, хоть до сотых, второй и в сумме второй,
но в итоге всё же третий во главе трио обладателей Дипломов II степени,
а победитель здесь остаётся один. В этой группе
мы, к сожалению, не увидели соперничества прежних расхваленных фаворитов
этого возраста: брянская Марина ушла в тень, а наш земляк Макс, обсыпанный
почестями и обласканный звёздным вниманием четыре года назад, заведомо и
добровольно сошёл с конкурсной тропы, предпочтя полифонии расчётливую гонку
за сиюминутной, дорогой рублём, но профессионально дешёвой поп-славой. Но
есть же им и смена...
В самой многочисленной по числу участников первой юниорской группе
прежнее единодушие судей резко нарушилось, а их предпочтения и адресаты
высоких баллов существенно разошлись. В итоге – при самом низком среднем
балле группы как такой, а также и её лидеров, по сравнению с другими – именно
здесь развернулась в заключение конкурса самая плотная и острая борьба, в
результате которой всё же сохранилась неизменность тройки лидеров, но резко
перетасовались баллы и строки группы преследователей: здесь оказалось возможным
подняться с 12-го места на 6-е или опуститься с 4-го на 10-е. Какая яростная
мужская баталия дюжины достойных бойцов развернулась на сцене. В итоге более
удачливый во втором туре и упорный в материализации своего мастерства и воли
в высокое мнение арбитров квартет из Липецка, Минска, Таганрога и Белгорода в
плотных пределах 0,35 балла, разделивший Дипломы III
степени, оттеснил при этом ещё столько же на них незадачливых претендентов с
не менее плотным внутренним интервалом 0,26.
Вторым из финалистов, после затерявшегося в дружных рядах
баянистов туляка, своего тёзки Гайдукова, по жребию выступает один из двух
лидеров – Павел Серенко из Ростова-на-Дону. В обоих турах – убедительная, зрелая
игра истинного мастера. Быстро становится ясно,
что обойти его никому из многочисленных
соперников не удастся, а балл второго тура отражает даже прибавку решимости
Павла победить. Но призрачная видимость скорой развязки иллюзорна, ведь буквально
в спину дышит сопернику Роман, чей выход ещё нескоро, под завязку состязания.
Иван Русин – и резкий скачок вниз, одним кандидатом поубавилось. Аккордеонист
Сергей Крутских из Липецка – попытка удержать или ещё прочнее укрепить
позицию явно удалась притом, что оступилось двое, кто шли впереди. Последний
перед перерывом Павел Михалёв из Таганрога – чего-то в этот раз, по сравнению
с дебютом, явно не хватает, звучание баяна выдаёт скорое столь малое, но всё
же обидное отступление.
После обеденной паузы продолжает аккордеонист, архангелец Вадим
Баев – явный отчаянный рывок с самого низа, но до заветного рубежа малость не
хватает. Ещё один не менее отчаянный рывок с предпоследней позиции упорнейшего
Ивана Третьякова, хоть во втором туре убедительно блеснувшего-таки красотой и
мощью натиска и не оставившего шансов своим непосредственным соперникам,
вырвавшего четвёртый после трёх лидеров балл тура и заветную ступеньку
пьедестала. Таганрогская «рокировка» в Туле – в пользу одержимого
поставленной высокой целью бойца Ивана Белгородец Александр Богатырёв – один
шаг вниз, но малый прежний запас прочности позволяет сконцентрированному на
успех парню в итоге всё же устоять у опасной черты. Минчанин Никита Реут,
поборник вдохновения и изящной технической виртуозности – он сегодня на
взлёте, и аккордеон его весело поёт локальный успех.
Накал страстей в ожидании скорой развязки даже не остудил
спасительный перерыв. Далее неудачники. Гомелец Дмитрий Писанник – не его это
день и конкурс, белорусам обидно. Ростовчанин Григорий Гостищев неуверенной
игрой резко откатывается в хвост претендентов. Теперь в финальной кульминации
– два из трёх лидеров. Зал затаил дыхание. Тульский карелец Роман Елансков
отчаянно пытается удержать солидерство с первого тура. На пределе турнирного
мужества это ему удается. С мизерным отставанием от лидера и заметным отрывом
от ближайшего преследователя бывший туляк делит со своим донским соперником
первую премию на двоих. Два победителя -разумный компромиссный итог острой
борьбы в группе. А самым последним, опять-таки согласно жребию, певуче
заливаясь, звучит баян умелого белоруса Андрея Цалко, который не только
удержал, но и закрепил свои позиции третьего балла, увеличив отрыв от
нестабильных между двумя турами преследователей; в итоге – единоличный Диплом
II степени. А в лучах нисходящего солнца, под
народную мелодию «Вот кто-то с горочки спустился» последними минутами и
аккордами из-под Андреевых умелых рук и завершился VII
Международный Белобородовский конкурс. Результаты покорения этих вершин – «горочек»
мастерства – у всех разные, но в целом плодотворны. Семь лауреатов и шесть
дипломантов в самой обильной его группе – вполне щедро со стороны мудрого
жюри.
Но накануне к вечеру финишировала самая старшая возрастная группа
– вторая юниорская для 19-летних, давшая не только самый высокий абсолютный
средний балл среди всех групп, но и имя обладателя Гран-при. В то же время
острой борьбы здесь не получилось, а наметившееся с первого тура ранжирование
почти точь-в-точь перекочевало в итоговый протокол. Единственным локальным
нарушителем первичного равновесия стал открывавший группу Алексей Сысоев из
Подмосковья. Сконцентрировавшись и прибавив в упорстве, он поднялся на строку
выше, но всё равно получил по сумме баллов одинаковый со своим карельским
соперником лауреатский Диплом III степени.
А буквально следом за ним вышел на сцену лидер и, сам тогда того
не зная, главный триумфатор VII
Белобородовского Эльдар Абдураимов. Его преимущество в группе было абсолютно
очевидным уже после первого тура. Наши татарские братья великолепно освоили
этот русский народный инструмент, что стабильно доказывают на Белобородовских
их убедительные победы. «Вот так надо играть на баяне!» – поставил в пример
коллегам таганрогского виртуоза один из арбитров, не переставая и далее
осыпать его восторженными похвалами. Но звучание инструмента у таганрогского
баяниста было и впрямь бесподобным: певучим, проникновенным, осмысленным и
прочувствованным. Играла сама юношеская душа! Высочайшее мастерство по достоинству
оценили единодушно арбитры лишь во втором туре: дружные 24,5-25! Но Эльдар,
не имея соперников среди сверстников, неистово вмешался в заочную борьбу со
своим маленьким земляком за высший абсолютный балл и за Гран-при, суть
которого – отразить и высоко отметить сложившийся профессиональный уровень мастерства
артиста. И ему, скромному трудяге на ниве искусства, – хвала, почёт и
уважение.
Другим конкурсантам группы ничего не оставалось, как распределить
дальнейшие места. Петрозаводец Игорь Гарюшин в общем порыве мастерства также
прибавил и, хоть и поменялся строками со своим ближайшим соперником, разделил
с ним лауреатство третьей пробы. Весомо убедительно в обоих турах выглядел
воронежец Владимир Бутусов, закрепив третьими баллами Диплом II степени.
Последним из претендентов на высокие места выступал
в этот вечер второй карелец, упорный и старательный студент консерватории
Виктор Акулов. Буквально «вгрызаясь» в борьбу на верхах, также заметно
прибавив и оправдывая своё имя победителя, он уверенной поступью мастера с
крепким баллом финишировал вторым, но оказался волею благосклонной судьбы и
удачи единоличным получателем I премии после
обладателя Гран-при Эльдара Абдураимова, существенно упрочившего свои конкурсные
успехи и открывшего для себя ещё большие перспективы профессионального роста
в ведущих вузах России.
Несколько слов об аккордеоне и соперничестве аккордеонистов в
общем баянно-аккордеонном состязании. Ведь ещё на позапрошлом Белобородовском
и предыдущих ему эти два инструмента разводились по разным группам претендентов
во всех возрастах. Поклонников и пропагандистов этого универсального
инструмента не может не огорчать в Туле заметно сокращающееся количество
конкурсантов, а вместе с тем и лауреатов. В этот раз доля аккордеона на
VII Белобородовском составила ровно четверть: 25%
участников и столько же финалистов. Однозначный проигрыш конкуренции баяну наглядно
доказывает полное отсутствие аккордеонистов среди победителей всех групп и
лауреатов I премии. В 2007-м на родине
Белобородова торжествовал звучный баян. Его тихий и лиричный собрат сдал
прежние верховные позиции. Однако на юных аккордеонистов всё же пришлось три
лауреатства II премии (30%), три же - III премии (23%) и восемь дипломантов (36%)
– показатели
явно выше средних, а значит, и баянных. Наибольших успехов у сторонников
этого певучего инструмента добились украинец Ростислав Бяуновский, белоруска
Алеся Гришкова и новгородка Любовь Дмитриева.
Настораживает отсутствие лауреатов в пятёрке сильнейших во второй
юниорской группе, где единственная аккордеонистка украинка Анна Барциховская
остановилась у заветной черты. К аккордеонным флагманам этого конкурса можно
ещё также отнести напористого артиста Сергея Крутских и прилежного минчанина
Никиту Реута – лауреатов III премий.
Пропорциональная доля аккордеонных успехов Белоруссии и Украины говорит о большем
благополучии с этим инструментом в братских республиках. Совершенно затерялись
в тени ещё недавно звёздные тульские аккордеонисты, хотя забрезжила и
маленькая звёздочка Чуйкиной. Большое и мало «вспаханное»
наметилось поле деятельности
для возрождения торжества аккордеона на российской земле, в Тульском крае в
частности.
Обращает на себя внимание и заставляет задуматься и резко пошедшее
на спад количество девочек на Белобородовском конкурсе: 20% участников (в
прошлый раз 26%), 16% финалистов (24%), 12% лауреатов (31%). В отдельных группах
их не было представлено вообще (вторая младшая) или они полностью остались за
бортом наград (первая юниорская). Лишь в средней группе две конкурсантки
(Дмитриева и Жемчугова) оказались на пьедестале, а в старшей было
представлено наибольшее число участниц (6) и дипломантов (4). Ни одна из
девочек не поднялась на высшую ступеньку пьедестала Тульский Белобородовский
явно стал мальчишечьим турниром.
В репертуаре участников также отметились некоторые тенденции. Вне
конкуренции, само собой, стоит обязательный для исполнения полифонии вечный
колосс И.С. Бах (44 номера программы). Из композиторов-баянистов явным
лидером на VII Белобородовском оказался
орловчанин Евгений Дербенко (19 номеров). В тройку наиболее исполняемых
баянных композиторов закономерно вошли мэтры В. Семёнов (14) и А. Кусяков
(11). Последующие позиции на равных (8) разделили Д. Скарлатти, В. Золотарёв
и В. Зубицкий. Касательно последнего акцентировалось явно предпочтение музыке
Астора Пьяццолы, посвящение которому Зубицкого прозвучало на конкурсе аж
шесть раз, помимо «Забвения» самого Пьяццолы. Мастерство участников в
поклонении Пьяццоле можно было сравнивать в очной борьбе соперников. Четверо
из них стали обладателями Диплома I премии, а
двое других – II. Однозначный напрашивается
вывод в отношении произведения – хита сезона, причём действительно
ошеломляющего, позволившего конкурсантам негласно состязаться даже в пении. А
в артистизме и самоотдаче каждый слушатель мог отдать свой голос в этом
локальном заочном состязании то ли самозабвенному белому белорусу Андрею
Довженко, то ли распахнувшему душу Сергею Крутских, то ли напористому
Владимиру Бутусову, то ли кому ещё. Из тульских композиторов, чьи сочинения
перестали быть обязательными для исполнения на Белобородовском конкурсе,
закономерно предпочтительнее выбиралась и шестикратно звучала музыка В.
Фоменко (причём из разных городов). Несколько чаще
других мы также услышали на конкурсе: из классиков Моцарта, Генделя и Гайдна,
из баянных композиторов – Власова.
Но всё хорошее быстро ведь кончается. Особенно, когда очень долго
ждёшь его прихода. Конкурсная неделя пролетела на одном дыхании, оставив
тёплую гамму приятных воспоминаний. А победителей — не только с высокими
баллами и местами, но и одержавших победы над собой – было гораздо больше,
чем огорчённых. Да и скольким, хочется надеяться, ребятам этот турнир может
дать путёвку в жизнь большой баянно-аккордеонной музыки!
География VII Белобородовского
конкурса юных исполнителей на баяне и аккордеоне в Туле в 2007 году охватила
обширный регион Восточной Европы: от Балтики и Беломорья до Дона и Азова, от
Полесья и Подолья до Урала. Некогда лет тысячу и более назад через Русь проходил
знаменитый торговый путь, связывавший земли и народы Севера и Юга. Ныне же по
тем же незримым траекториям проходят через Тулу прочные нити баянного искусства
и мастерства, простёршиеся до холодной земли бывших варягов-викингов в Швеции
и тёплых приазовских скифских степей. И туда, на север – в Карелию, в Великий
Новгород и за Варяжское море, и туда, на юг – на Сурожское море и к брегам
Танаиса, уехали в 2007-м из Тулы, на время ставшей уютной столицей баянной
музыки, обладатели высших наград VII Белобородовского
международного конкурса. Ветер в паруса вам, ребята, на тернистом пути в мир
Большого искусства, новых творческих свершений и грядущих убедительных побед!