15 марта 1885, Тула. – 02 июня 1934, Ленинград.
Баянист, педагог, дирижер.
«Его короткая, но необычайно активная деятельность в области
развития репертуара, исполнительства и педагогического процесса оказала
огромное влияние на профессиональную академическую направленность
отечественной баянной школы»
/Альфред Мирек/
Первым учителем Абрама Львовича был отец –
профессиональный музыкант (кларнетист и скрипач). С 8 лет
А.Л. Клейнард начал играть на ударных инструментах в оркестре 12-го
Великолукского полка, затем с 1895 по 1900 годы – на скрипке и валторне
в городском симфоническом оркестре. В 1902 году организовал оркестр
рабочих Тульского оружейного завода.
В 1908 году с отличием окончил Тамбовское музыкальное училище
по скрипке (класс преподавателя И.Ф. Яржембского) и валторне, а в 1910
году по этим же специальностям – Санкт-Петербургскую консерваторию.
В 1914 году мобилизован в армию. С 1918 года – 2-й дирижер и инспектор
симфонического оркестра в Нижнем Новгороде. В 1921 г. дирижировал
оперными постановками выездной группы Большого театра. С 1922 года
– главный дирижер оперного театра Пролеткульта.
Решающее влияние на дальнейшее педагогические взгляды А.Л.
Клейнарда оказал конкурс гармонистов, который состоялся в 1926 году.
Прекрасно образованный музыкант с одной стороны был поражён
масштабом всенародной любви к этому музыкальному инструменту и
музыкальными способностями гармонистов, с другой – полнейшей
безграмотностью подавляющего большинства участников конкурса. В
это время он увлёкся игрой на баяне, в чём
ему оказывал содействие Я.Ф. Орланский.
Абрам Львович Клейнард был одним из первых
профессиональных музыкантов, кто понял необходимость
научно-педагогического подхода к подготовке баянистов. В 1927 году
он составил программу обучения игры на баяне; стал автором нескольких
учебников и ряда статей, посвященных научно-методическим и
практическим вопросам организации ансамблей и оркестров гармонистов,
критическим взглядам на готовый аккомпанемент и перспективам развития
выборного
баяна; сделал множество переложений классических
произведений для баяна.
Среди учеников – музыковед и педагог М.С. Быстряков.
Публикации Клейнарда Абрама Львовича
1. Клейнард А.Л. Сольфеджио. – Б. М., 1921;
2. Клейнард А.Л. Школя для медных духовых инструментов. – Л., 1924;
3. Клейнард А.Л. Школа для баяна ленинградской и московской
системы. – Л.: Тритон, 1935. – 106 с.; 2-е изд. – Л.: Музгиз, 1937;
4. Клейнард А.Л. Оркестр гармонистов-баянистов // Музыка
и быт. – 1927. № 9;< br>
5. Клейнард А.Л. Как научиться играть на баяне
// Музыка и быт. – 1927. №№ 11, 12.
Литература о Клейнарде А.Л.
1. Белоусов А.В.
Клейнард Абрам Львович // Тульский биографический
словарь. Новые имена. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2003. – С. 106;
2. Мирек А.М. Клейнард Абрам Львович // Гармоника. Прошлое и настоящее.
Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕПРАКС, 1994. –
С. 234.