Фёдоров Е.К. Отзыв о сборнике А. Белоусова «Я играть всегда готов!»
«Общеизвестно,
какое большое значение имеет первоначальный этап работы с учеником. От
правильной его организации в значительной мере зависит дальнейшее
развитие будущих музыкантов как в вопросе формирования их отношения
к музыке (проникновение в мир музыкальных образов, понимание
музыкальных произведений), так и в плане освоения инструмента
(приобретение первоначальных игровых навыков). Указанные процессы
протекают значительно успешнее, если используется тщательно
подобранный нотный материал, уитывающий возрастные особенности
учащихся и задачи начального обучения.
Сборник педагогического репертуара «Я играть всегда готов!»
наилучшим образом отвечает этой цели. Развитие способности
слушать и воспринимать музыку проявляется гораздо ярче, если
используется такой доступный материал. Дети младшего школьного и
дошкольного возраста любят короткие задания, цель которых ясна и
совершенно конкретна; а так же повторяющиеся задачи, в которых
ожидаемый результат и способ его достижения хорошо знакомы.
Небольшие по протяжённости произведения анонсируемого сборника,
весьма доступны уровню детского восприятия. Многолетняя
педагогическая практика А.В. Белоусова показала,
что все музыкальные примеры, включённые им в настоящий сборник,
очень хорошо воспринимаются детьми.
Пробуждению интереса к занятиям музыкой помогает то обстоятельство,
что во многих примерах автором используется подтекстовка, которая
позволяет лучше понять художественный образ и различные его элементы,
например, лучше прочувствовать ритмическую линию. В целях активизации
слуха ученика и закрепления знаний по теории музыки и сольфеджио,
материалы сборника можно использовать и более широко. Для этого нужно
добиваться того, чтобы ученик умел а) играть мелодию и одновременно
петь её со словами; б) петь мелодию со словами, не играя её; в) играть
мелодию и одновременно петь её, называя ноты, то есть сольфеджируя; г)
сольфеджировать мелодию, не играя; д) играть мелодию со счётом вслух;
е) играть мелодию, не считая вслух, но точно «отмеряя» длительность
каждого звука и, вслушиваясь в звучание, оценивать его качество,
замечать и исправлять звуковые «шероховатости» (при этом ученик должен
научиться охватывать каждую фразу как целое – «к какой главной ноте
стремиться» или «из какой главной ноты вытекает мелодия?» – и делать
при этом соразмеренные, небольшие смысловые акценты – ударения).
Кроме того, предложенные произведения являются хорошим материалом
для чтения нот с листа на уроках по специальности.
Сборник А.В. Белоусова «Я играть всегда готов!»
представляет собой ценное репертуарное пособие для начального
обучения игре на баяне, которое, несомненно,
заинтересует каждого преподавателя, работающего в музыкальной школе
с учащимися нулевого и первого классов».