Белоусов А. Организация оркестра баянистов учащихся Привокзальной ДМШ г. Тулы

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

«Изучайте прошлое, если хотите определить будущее...» /Конфуций/


Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Методические комментарии...
Мини словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Преп. Серафим Саровский: Житие.
- Биографический словарь «Избранные автографы»: Сушкин Александр Александрович.


Организация оркестра баянистов учащихся Привокзальной ДМШ города Тулы

Воспоминания А.В. Белоусова о годах учёбы в музыкальной школе: часть 2


Продолжение. Начало воспоминаний Александра Белоусова о годах учёбы в музыкальной школе размещено на странице Баянный отдел Привокзальной детской музыкальной школы города Тулы.

Оркестр баянистов учащихся Привокзальной ДМШ города Тулы, 1967 год: https://a-v-belousov.narod.ru/

На фото – первое выступление оркестра баянистов Привокзальной детской музыкальной школы на самом первом отчётном концерте ДМШ, который состоялся в Актовом зале средней школы № 33 города Тулы, открытой одновременно с музыкальной школой по соседству с ней. Оркестром дирижирует его организатор – преподаватель класса баяна Воробьёв Владимир Иванович. Слева от дирижёра партию первого баяна исполняет Александр Белоусов. Тула, май 1967 года.

В 1966 – 1967 учебном году – на втором году существования Привокзальной детской музыкальной школы (в настоящее время Детская школа искусств имени Г.Г. Галынина) – в структуре её баянного отделения произошли существенные изменения.

1. Школу покинул – один из первых её преподавателей класса баяна – Еньков Алексей Гаврилович. На его место пришли два новых педагога: Воробьёв Владимир Иванович и Сушкин Николай Александрович.

2. Николай Александрович Сушкин перешёл на работу в Привокзальную детскую музыкальную школу из Дома офицеров (в настоящее время Дворянское собрание), где он целых два года вёл класс баяна в музыкальной студии. Вместе со своим учителем в Привокзальную ДМШ перевелись и несколько его учеников. Самым продвинутым среди них был Александр Серёгин, с которым у Александра Белоусова сложилась крепкая многолетняя дружба, чему способствовало не только совместное обучение в ДМШ, но и создание братьями Сушкиными из лучших учащихся своих классов дуэта баянистов, который принимал активнейшее участие в концертной жизни школы, а также в различных внешкольных выступлениях...

3. В новом учебном году пополнилась материальная база баянного отделения. К уже имевшимся в наличии трём музыкальным инструментам добавились ещё два. Это были заказные готовые тульские баяны «чёрной серии».

4. Возросшее исполнительское мастерство перешедших во второй класс учащихся баянного отделения, а также приход из студии при Доме офицеров новых «играющих» юных музыкантов, привело к тому, что в сентябре 1996 года в школе был организован оркестр баянистов – учащихся ДМШ. Его организатором и первым руководителем стал новый преподаватель класса баяна – Владимир Иванович Воробьёв.

Самый первый состав школьного оркестра баянистов включал 13 учащихся 2-го класса (12 баянистов и 1 аккордеонист). В их число помимо Александра Белоусова входили будущий заслуженный работник культуры РФ, директор Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского Зюкин Вячеслав Алексеевич (класс баяна Сушкина А.А.) и будущий преподаватель Ясногорской ДМШ Серёгин Александр Алексеевич (класс баяна Сушкина Н.А.).

Таким образом в то время на баянном отделении в наличии было всего только 5 музыкальных инструментов, а участников оркестра насчитывалось целых тринадцать. Перед участниками оркестра встал непростой вопрос: где взять недостающие 8 инструментов? Выход из сложившейся ситуации нашёлся один: наиболее старшим учащимся приходилось самостоятельно приносить собственные баяны из дома... Большинство наших оркестрантов проживали рядом с музыкальной школой. Для них перемещение собственного музыкального инструмента не представляло особых трудностей. Однако Александр Серёгин жил в совершенно другом – в Пролетарском районе города Тулы рядом с остановкой, которая в настоящее время именуется «Машиностроительный колледж».

Александр Белоусов жил в доме № 119 на улице Свердлова (в настоящее время – улица Староникитская). Для транспортировки личного музыкального инструмента мать сшила ему «мягкий» чехол типа рюкзака, в котором он и носил на занятия оркестра свой серийный тульский баян. А путь до музыкальной школы был неблизкий. Сначала надо было пройти 200 метров до трамвайной остановки «Улица Петра Алексеева», располагавшейся напротив церкви «Двенадцать апостолов». Затем (иногда после длительного ожидания) надо было ухитриться с баяном сесть в переполненный трамвай маршрута № 5 или № 12. Доехать до остановки «Кукольный театр». Перейти через проспект Ленина и на остановке «Фридриха Энгельса» пересесть на трамвай № 1 или № 2. Далее проехать три остановки, выйти на улице Первомайской и пройти с рюкзаком за плечами чуть больше трёх кварталов. Затем после двух часов занятий оркестра надо было преодолеть тот же путь в обратном направлении...

Репертуар новорожденного коллектива состоял из двух произведений: первое – Ария И.С. Баха; второе – обработка некогда популярной народной песни «Ванька – Танька», сделанная А.С. Даргомыжским. Необходимо заметить, что второе произведение оказало определённое влияние на судьбу Привокзальной детской музыкальной школы... Но это совсем другая история, о которой постараемся рассказать в другой части нашего повествования.

В следующем 1967 – 1968 учебном году на баянном отделении Привокзальной детской музыкальной школы произошли очередные существенные изменения.

Во-первых, преподаватель класса баяна и руководитель оркестра В.И. Воробьёв перешёл на работу в Тульское музыкальное училище имени А.С. Даргомыжского. На его место в качестве совместителя Валентина Петровна Сыч пригласила талантливого музыканта и прекрасного педагога – Сушкина Юрия Александровича (основным местом его работы в то время было Тульское областное культурно-просветительное училище). Его приход оказал самое благотворное влияние на работу Привокзальной ДМШ.

Сушкин Юрий Александрович. Тула: https://a-v-belousov.narod.ru/

На фото Юрий Александрович Сушкин сфотографирован с баяном, который братья Сушкины приобрели у известного баяниста, заслуженного артиста РСФСР Анатолия Беляева.

Баянист Анатолий Беляев в Туле. 1963 год: https://a-v-belousov.narod.ru/

На фото баянист, композитор, лауреат международных фестивалей, заслуженный артист РСФСР, солист Москонцерта Анатолий Беляев с тем самым баяном, который позже приобрели у него братья Сушкины. Снимок сделан 15 февраля 1963 года в Концертном зале Тульской музыкальной школы после выступления артиста. На снимке несколько выше слева от А. Беляева запечатлён Ю.А. Сушкин; справа – преподаватель класса баяна Тульской музыкальной школы и Тульского музыкального училища – Е.К. Фёдоров.

Фото авторафа Александра Сушкина в нотной теради с его сочинениями: https://a-v-belousov.narod.ru/

Многолетняя дружба связывала братьев Сушкиных с выдающимся баянистом Анатолием Владимировичем Беляевым, у которого они в 1965 году приобрели его акустический баян – предшественник электронного музыкального инструмента, с которым впоследствии стал выступать этот выдающийся музыкант.

На фото запись Александра Сушкина в его нотной тетради: «Тут были ноты Экспромта, которые я подарил замечательному баянисту Анатолию Владимировичу Беляеву 20-го февраля 1968 г., когда он был у нас дома в гостях».

Во-вторых, в самом начале 1967 – 1968 учебного года весомо пополнилась материальная база баянного отделения . В.П. Сыч приобрела для школы комплект заказных оркестровых баянов: баяны-примы, баяны-басы, баяны-альты и т.п. В это же время в школе появился и первый струнный щипковый музыкальный инструмент: балалайка-контрабас. Этот диковинный для нас – начинающих музыкантов – инструмент быстро освоил первый в нашей музыкальной школе исполнитель на нём – Владимир Листратов.

В-третьих, оркестр баянистов учащихся ДМШ претерпел заметные количественные и качественные изменения. Учащиеся, ранее обучавшиеся во втором классе, перешли в третий. Их исполнительское мастерство заметно возросло. Например, исполнитель партии первого баяна Александр Белоусов в первом классе на одном из академических концертов сдавал знаменитый До-мажорный Этюд А. Денисова, во втором классе совместно с Александром Серёгиным исполнял Фантазию на тему песен о Великой отечественной войне А. Шалаева, а в третьем классе «врезал» Токкату Г. Шендерёва, ставшую очень популярной в Туле после гастролей Анатолия Беляева. Количественно же оркестр расширился за счёт бывших первоклассников, перешедших во второй класс.

Всё перечисленное позволило новому руководителю оркестра – Юрию Александровичу Сушкину – взять для работы с коллективом более сложные, чем «Ванька – Танька» произведения. В это время в репертуар оркестра вошли Органная прелюдия И.С. Баха и два Украинских танца А. Штогаренко. Именно с танцами Штогоренко связана любопытная для участников оркестра история.

Очередной (второй по счёту) отчётный концерт Привокзальной ДМШ проходил в Концертном зале Дворца культуры профсоюзов. В те времена – это был один из центров культуры города Тулы. На сцене ДК постоянно выступали выдающиеся исполнители и коллективы : в их числе пианист Эмиль Гилельс, баянист Владимир Бесфамильнов, Ленинградский диксиленд, детский хор под управлением В.С. Попова и очень многие другие исполнители и музыкальные коллективы, а также известные в то время местные знаменитости: Тульский народный хор профсоюзов под управлением заслуженного работника культуры РСФСР Анатолия Федякина, хоровая капелла под управлением народного артиста РСФСР Иосифа Михайловского, вокально-инструментальный ансамбль «Фанты» (руководитель Геннадий Васильев) с солистом Игорем Тальковым... Как известно, график работы подобных концертных залов всегда расписан с точностью до минуты на много месяцев вперёд...

И вот в этом – самом настоящем «храме искусств» – были запланированы не только отчётный концерт Привокзальной ДМШ, но и репетиция участников концерта, которая проходила с раннего утра – задолго до начала основного выступления. Самым последним на сцене некогда легендарного Концертного зала репетировал оркестр баянистов учащихся ДМШ. Расположившись поудобней на непривычной для себя сцене, оркестр (с попутными замечаниями Ю.А. Сушкина) исполнил два раза Прелюдию И.С. Баха. Затем «прошёл» по одному разу Украинские танцы. Сделав соответствующие замечании, Ю.А. Сушкин хотел приступить к повторному исполнению. Но в это время в репетиционный процесс вмешались работники сцены: «Всё. Ваше время истекло. Заканчивайте репетицию». Юрий Александрович попросил: «Дайте нам всего несколько минут» и, не теряя времени, взмахнул дирижёрской палочкой.

Мы – оркестранты – вдохновенно исполнили первый танец А. Штогоренко, но сразу после того, как начался следующей танец, работники сцены для того, чтобы скорее избавиться от назойливых музыкантов, полностью «вырубили» свет и на сцене, и в самом зале. В помещении воцарилась абсолютная темнота. Столкнувшись с такой совершенно непредвиденной и нестандартной ситуацией, участники оркестра и не подумали прекращать исполнение, а продолжили репетировать с ещё большим вдохновеньем. В полной темноте мы отыграли второе произведение со всеми нюансами в нужном темпе без каких либо ошибок!

Любопытно: какой ещё оркестр может похвастаться исполнением любого музыкального произведения в абсолютной темноте? Экспериментировать подобным образом никому и в голову не придёт! Но нам это пришло...

После того, как прозвучал финальный аккорд Украинского танца и воцарилась тишина, включился свет. Валентина Петровна Сыч не то чтобы (образно говориться) «спустила Полкана» на работников сцены, она «спустила целую стаю полканов»... А Юрий Александрович от души поблагодарил нас за такое необычное исполнение. Мы же целых несколько дней бурно обсуждали этот нестандартный инцидент, который в нашем сознании затмил само выступление оркестра на отчётном концерте...

Наконец, в-четвёртых, в 1967 – 1968 учебном году в школе начал полноценно функционировать педагогический ансамбль баянистов под названием «Трио братьев Сушкиных». За время обучения в Привокзальной ДМШ учащиеся баянного отделения узнали многое интересного об этом уникальном ансамбле...

В  1959 году после демобилизации брата Юрия из рядов Советской Армии он организовал семейный дуэт баянистов, который вёл активную работу по популяризации баяна в городе Туле. В репертуар ансамбля входили многие обработки, сделанные известным баянистом Анатолием Шалаевым. В 1965 году к дуэту присоединился их младший брат – Николай. Так появилось  первое в Тульском регионе семейное трио баянистов – «Трио братьев Сушкиных», которое вело активную концертную деятельность на предприятиях, в общеобразовательных и музыкальных школах, на тульском радио.

Эпизодически трио принимало участие в отдельных концертах в музыкальной школе ещё в 1966 – 1967 учебном году. Но с приходом в школу Ю.А. Сушкина репетиции и выступления ансамбля стали регулярными. Надо отметить, что с того времени прошло более 55 лет и сами выступления трио почти стёрлись из моих воспоминаний, а вот про репетиции ансамбля вспоминаю до сих пор...

Очень часто, когда я приходил на уроки сольфеджио, школа встречала меня мощными созвучиями баянной музыки. Звуки баяна были слышны не только в просторном коридоре школы, но и разливались по улице из открытых окон или форточек Концертного зала. Это репетировало знаменитое в то время Трио братьев Сушкиных. Мои одноклассники, в ожидании начала урока по сольфеджио, собирались возле дверей зала и с большим интересом слушали ласкающие наш слух звуки...

В концертный репертуар трио входили: Л. Бетховен Симфония № 5, часть 1, увертюра Д. Кабалевского к опере «Кола Брюньон», Ф. Лист Шествие, Д. Верди Увертюра к опере «Травиата» и другие музыкальные шедевры. Партию первого баяна (на концертном многотембровом инструменте, купленным у Анатолия Беляева) исполнял Ю.А. Сушкин. Все аранжировки для этого ансамбля делал А.А. Сушкин.

Впечатления об учёбе в Привокзальной детской музыкальной школе запечатлелись в моей памяти на всю жизнь. С каждым прожитым годом они становятся всё более и более ценными для меня...

Белоусов Александр Васильевич,
преподаватель Детской школы искусств № 1 города Тулы,
руководитель Тульского методического объединения преподавателей ДШИ по специальности баян-аккордеон,
председатель Региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»,
академик Международной Академии Фундаментального Образования Рег. № 039,
доктор философии.




© Белоусов А. В., 2007 – 2024

Страница создана 27.11.2023. Последнее обновление 29.04.2024. При использовании материалов сайта ссылка на https://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна.