Баянный отдел Привокзальной детской музыкальной школы города Тулы
Воспоминания А.В. Белоусова о годах учёбы в музыкальной школе: часть 1
В сентябре 1965 года
в музыкальной жизни города Тулы произошло событие, которое оказало заметное
влияние на развитие культуры и искусства города оружейников. На улице
Первомайской в доме № 26 в здании школы рабочей молодёжи была открыта
Привокзальная детская музыкальная школа
(в настоящее время – детская школа искусств имени Г.Г. Галынина). С этого
времени и началась богатая событиями история школы...
У истоков основания детской школы искусств имени Г.Г. Галынина стояла её главный организатор
и первый директор – Валентина Петровна Сыч. Первый набор учащихся школы
включал в себя 276 учащихся, среди которых посчастливилось быть и мне...
В первый год существования школы 35 её преподавателей обучали начинающих
музыкантов игре на баяне, аккордеоне, фортепиано,
скрипке и духовых музыкальных инструментах. Как написано на официальном
сайте школы, «им выпало право начинать творческую эпоху школы».
Творческую эпоху на баянном отделении школы выпало право открывать трём
специалистам: преподавателю класса баяна Сушкину Александру
Александровичу, преподавателю класса баяна
Енькову Алексею Гавриловичу (с 1977 по
1985 год – директор ДШИ № 5 города Тулы) и преподавателю по классу
аккордеона Сахорову Николаю Михайловичу.
В это время инструментарий баянного отделения состоял из трёх музыкальных
инструментов: из целых двух легендарных белых заказных готовых тульских баянов
диапазоном 61 на 120 и одного полного красного немецкого аккордеона.
Мне же выпала честь обучаться в Привокзальной ДМШ с сентября 1965 года,
то есть с самых первых дней её образования и с самых первых дней образования
баянного отделения, по май 1968 года. Моим учителем по специальности был
известный тульский баянист, композитор и педагог Александр Александрович
Сушкин. Окончив третий класс, но не окончив самой школы, трое её
воспитанников: Александр Серёгин (класс баяна
Н.А. Сушкина), Вера Козлова (класс фортепиано)
и Александр Белоусов (класс баяна А.А. Сушкина)
успешно сдали приёмные экзамены и поступили в Тульское музыкальное
училище имени А.С. Даргомыжского, впоследствии преобразованное в
Тульский колледж искусств...
В то время мы – трое первых представителей Привокзальной ДМШ, поступивших
в среднее специальное учебное учреждение, – считали себя настоящими героями!
Ну, как же: окончив всего три класса, мы выдержали конкуренцию и оказались
лучше тех абитуриентов, которые проучились больше нас, а вступительные
экзамены сдали хуже, а потому не были зачислены в число студентов.
Однако впоследствии, профессионально погрузившись в работу музыкальных
школ, я всё яснее и яснее начал осознавать, что наряду с плюсами от нашего
поступления, имел место и целый ряд минусов...
Минусы для школы: во-первых, когда учащийся поступает в школу, а затем,
не сдав выпускных экзаменов, покидает её, то такое положение дел называется
банальным «отсевом»... Несмотря на то, что мы – трое лучших её учащихся
– поступили куда-то, школу мы так и не окончили, а потому документально
считаемся самым настоящем «отсевом», который никогда и ни кем
не приветствовался... Во-вторых, школа лишилась трёх крепких юных
исполнителей, которые и как солисты, и как участники различных малых
ансамблей постоянно участвовали во многих концертах: в Доме офицеров,
в кинотеатрах города, в общеобразовательных школах, а также в школьных
мероприятиях. В-третьих, что немаловажно, оркестр баянистов учащихся
ДМШ лишился двух самых нужных оркестрантов...
Минусы для преподавателя по специальности: это, прежде всего, тот самый
«отсев» учащихся (который никогда и ни кем не приветствовался)... Конечно,
преподавателю компенсировали незапланированное уменьшение нагрузки
(с желающими обучаться в музыкальной школе в то время никаких проблем
не было), но при этом школу покинули хорошо подготовленные исполнители
старших классов, а на их место пришли учащиеся младших... В итоге же при
разделении педагогической нагрузки на старшие и младшие часы это всё
равно оказывало некоторое отрицательное влияние на зарплату
преподавателя. К тому же с учащимися 1-го класса надо было начинать
обучение как говориться «с нуля». Уход же играющего ученика оказывал
влияние не только на концертную деятельность класса конкретного
педагога, но и на возможность создавать классные ансамбли малого состава,
с которыми очень нравилось заниматься Александру Александровичу Сушкину!
Отрицательным моментом для троих «первопроходцев», поступивших в ТМУ,
– является то, что они не окончили музыкальную школу, а потому не входят
в число её выпускников. А так как они не вошли в число выпускников
музыкальной школы, то к настоящему времени не осталось никаких следов
пребывания в ней некогда лучших её учащихся. Хотя впоследствии эти
«недоучки» и добились некоторых творческих достижений...
На фото преподаватели отделения народных инструментов Ясногорской детской
музыкальной школы (в настоящее время – Детская школа искусств имени
М.П. Мусоргского). Стоят: второй слева преподаватель класса баяна и аккордеона
бывший учащийся Привокзальной ДМШ – Серёгин Александр
Алексеевич; (четвёртый слева преподаватель класса баяна и
аккордеона бывший учащийся Привокзальной ДМШ – Белоусов Александр Васильевич).
Тульская область, город Ясногорск, 1976 – 1977 учебный год.
На фото бывшая учащаяся Привокзальной детской музыкальной школы,
выпускница 1977 года Харьковского института культуры, заслуженный
учитель РФ, заведующий музыкально-педагогическим отделением ГПОУ ТО
«Тульский педагогический колледж», руководитель хора Крючкова
(Козлова) Вера Викторовна.
На фото бывший учащийся Привокзальной детской музыкальной школы
Белоусов Александр Васильевич, преподаватель
класса баяна ДШИ № 1 города Тулы, руководитель Тульского методического
объединения преподавателей ДШИ по специальности баян-аккордеон, академик Международной Академии Фундаментального
Образования – Рег. № 039, доктор философии, участник Энциклопедии «Известные учёные».
Однако, хотя к настоящему времени не осталось никаких следов пребывания
в Привокзальной детской музыкальной школе некогда лучших её учащихся,
некоторые следы пребывания в этом учебном учреждении сохранились в
моём личном архиве. Но ещё больше следов сохранилось в моей памяти...
Пока сохранилось...
На фото – организатор Привокзальной детской музыкальной школы, её
первый директор – Сыч Валентина Петровна
(на снимке слева). Как написано на официальном сайте Детской школы
искусств имени Г.Г. Галынина, «...человек незаурядного ума, обладающий
большой активностью и организаторским талантом. Она сплотила
педагогический коллектив, который стал ей надежной опорой в работе...»
Снимок сделан во время первомайской демонстрации 1 мая 1974 года
на улице Менделеевской города Тулы. Автор фото А.В. Белоусов...
Первый учитель по специальности Александра Белоусова: баянист,
композитор, автор первых в Тульском регионе нотных сборников
произведений для баяна, преподаватель класса баяна, организатор и
первый заведующий баянным отделением, которое впоследствии было
преобразовано в отделение народных инструментов Привокзальной детской
музыкальной школы, Сушкин Александр Александрович.
1 мая 1974 года. Город Тула, улица Менделеевская. Автор фото А.В. Белоусов...
Лучшие учащиеся Привокзальной детской музыкальной школы выступают
на первом отчётном концерте ДМШ, который состоялся в мае 1967 года в
Актовом зале средней школы № 33 города Тулы. На фото слева – Александр
Белоусов (класс баяна А.А. Сушкина), справа – Александр Серёгин (класс
баяна Н.А. Сушкина). Дуэт баянистов исполняет Фантазию А. Шалаева
на тему песен о Великой Отечественной войне.
Дуэт баянистов класса А.А. Сушкина – Александр Белоусов и Владимир Листратов
на первом отчётном концерте Привокзальной детской музыкальной школы
исполняют песню Б. Мокроусова «Одинокая Гармонь» в обработке А.А. Сушкина.
Актовой зал школы № 33 города Тулы. Май 1967 года.
Похвальная грамота. Текст: «Привокзальная детская музыкальная школа
награждает настоящей грамотой УЧАЩЕГОСЯ 3-его класса баянного
отделения БЕЛОУСОВА АЛЕКСАНДРА класс преподавателя СУШКИНА А.А.
за отличные успехи и примерное поведение.
Директор школы В.П. Сыч 28 мая 1968 года».
Похвальная грамота. Текст: «Привокзальная детская музыкальная школа
награждает настоящей грамотой БЕЛОУСОВА АЛЕКСАНДРА ЗА УЧАСТИЕ
В КОНКУРСЕ НА ЛУЧШЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСТКИХ
КОМПОЗИТОРОВ. класс ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СУШКИНА А.А.
Директор школы В.П. Сыч 6 апреля 1968 года».
Фото обложки дневника учащегося 1-го класса по баяну Белоусова Саши.
1965/1966 учебный год.
Записи в дневнике, сделанные Александром
Александровичем Сушкиным:
«Апрель месяц 1966 г.
27 (Апреля). Играть гаммы, аккорды, арпеджио.
Коняев. Этюд играть с динамикой.
Частушка – во второй части не перетягивать в левой руке аккорды.
Мотов. Мазурка твёрже учить.
На начала тактов делать ударение – бас нажимать глубоко и связывать с аккордом.
Ребиков. Вальс – не играть быстро, работать над исполнением.
5 А. Сушкин
30 (Апреля). Играть гаммы, аккорды, арпеджио.
Коняев. Этюд не ошибаться.
Утушка – не быстро играть, твёрже выучить.
Мотов. Мазурка играть ритмично с ударениями на «раз», правильно
менять мех. Учить дуэт.