Отзыв В. Соловьёва на нотный сборник А. Белоусова «Музыкальные зарисовки»
«Перед преподавателями
и баянистами-исполнителями постоянно возникает проблема дефицита
оригинального репертуара, который учитывал бы специфику современного
инструмента. Хотя к настоящему времени для баяна написано много
интересных произведений, данная проблема до сих пор не потеряла своей
актуальности.
Сборник «Музыкальные зарисовки» – попытка
автора внести свой вклад в расширение баянного педагогического репертуара.
Данное сочинение предназначено для исполнения учащимися старших классов
детских музыкальных школ и школ искусств. Сборник состоит из двух циклов:
«Музыкальные зарисовки» и «Посвящения». Каждая пьеса первого цикла имеет
своё программное название и раскрывает какой-то один музыкальный образ.
Элементы программности прослеживаются и во многих произведениях второго
цикла. Это требует от учащихся определённой исполнительской подготовки
и в то же время способствует формированию у них соответствующего
образного мышления, а также многих технических навыков.
Для детей, несомненно, представит интерес исполнение ярких музыкальных
миниатюр: «Маленький непоседа», «Пляшет дождик», «Во кузнице»,
«Весёлое путешествие», «На зарядку становись!», Юмореска и др., которые
отличаются хорошо запоминающейся мелодикой и простой гармонической
фактурой.
«Пусть пальцы немного побегают» и «Что-то быстрое» – сочинения этюдного
характера. Вторая из упомянутых пьес имеет технические трудности для
исполнения в партии левой руки на готовой клавиатуре, поэтому, как
вариант, её можно рекомендовать исполнять на выборной клавиатуре.
«В царстве Нептуна», «На велосипеде», «Раз, два, левой!» отличаются
своей колоритностью, но в то же время имеют более сложный
гармонический и мелодический язык, что требует от исполнителя
соответствующей музыкальной подготовки.
Для пьес «Шествие», «Раз, два, левой!» и первой части Музыкального
момента b-moll характерен строгий метроритм. Их исполнение
способствует формированию хорошо организованного игрового аппарата,
ритмической и темповой устойчивости, артикуляционной чёткости. В
противоположность указанным произведениям при исполнении
Музыкального момента a moll, в средних частях Музыкального
момента b-mollи музыкальной зарисовке «В царстве Нептуна»
требуется большая метроритмическая и темповая свобода. Эти
произведения позволяют педагогу и исполнителю очень творчески
подходить к прочтению авторского текста. Результатом чего,
является приобретение и совершенствование навыков игры rubato.
В большинстве произведений сборника «Музыкальные зарисовки» перед
исполнителем открывается широкое поле для экспериментов в области
динамики и микродинамики. Все произведения настоящего сборника имеют
строгую форму; включают очень разнообразную, но вместе с тем удобную
для исполнения на баяне фактуру; изобилуют современными техническими
приёмами (кластеры, разные виды глиссандо и пр.), очень мелодичны, и,
в целом, обладают несомненной художественной ценностью.
Подтверждением достаточно высокого художественного уровня
произведений Александра Белоусова является и тот факт, что в результате
конкурсных отборов его сочинения (Юмореска и «Маленький непоседа»)
были включены в качестве обязательных пьес в программы II
Всероссийского и VI Международного конкурсов юных исполнителей
на баяне и аккордеоне им. Н.И. Белобородова.
Считаю, что знакомство с произведениями сборника «Музыкальные
зарисовки» принесёт большую ползу учащимся, и рекомендую включить
их в педагогический репертуар старших классов детских музыкальных
школ и школ искусств. Отдельные произведения, такие как Музыкальный
момент b-moll, «Рождественские колокола», «На велосипеде»,
также могут быть включены в учебные программы студентов I – II
ятеля искусств РФ, профессо курсов музыкальных училищ».
Заслуженный
деятель искусств РФ, заслуженный артист Карелии, ректор Петрозаводской
государственной консерватории, профессор В.А. Соловьёв.
На верхнем фото: фрагмент нотного текста из
сборника А. Белоусова «Музыкальные зарисовки».
На нижнем фото: обложка нотного сборника А. Белоусова
«Музыкальные зарисовки» (Тула, 2000).