Во время обучения в Тульском
музыкальном училище имени А.С. Даргомыжского (1968 – 1972 годы) мне
посчастливилось учиться вместе со многими замечательными баянистами
и аккордеонистами. Среди них Виктор Брик, Михаил
Зуденков, Валерий Селин, Евгений Абрамовских, Анатолий
Кондрашин, Николай Бочаров и др. Но особые – дружеские отношения
сложились у меня с Виктором Мельниковым.
С именем этого музыканта буквально связана новая эра в развитии
тульской баяно-аккордеонной школы. Дело в том, что Виктор был одним
из первых студентов (другим был Евгений Цуканов), которых в 1969 году
приняли на отделение народных инструментов ТМУ имени
А.С. Даргомыжского по специальности «аккордеон». Соответственно
после окончания училища он оказался одним из первых дипломированных
преподавателей по классу аккордеона в Тульской области. До этого
в училище на народном отделении обучались исключительно одни
баянисты. Конечно же, аккордеон в то время был не менее популярен в
Туле, чем баян.
Конечно же, в детских музыкальных школах дети обучались игре на этом
музыкальном инструменте. Но им преподавали специалисты, закончившие
дирижёрско-хоровое отделение училища...
В годы моего студенчества для большинства народников была характерна
немалая доля здравого фанатизма в их отношении к занятиям по
специальности, однако учебный план был составлен таким образом,
чтобы студенты имели как можно меньше возможностей для занятий на
баяне (аккордеоне) дома... Так, во вкладыше в мой диплом выставлены
оценки по 32 предметам! И по всем этим дисциплинам необходима была
самостоятельная подготовка. Для занятий на любимом инструменте
времени совсем не оставалось. К тому же процессу накопления знаний,
умений и навыков препятствовало и очень неудобное расписание занятий,
в котором имелись многочисленные «окна». Вполне естественно, что все
студенты стремились использовать малейшую возможность для занятий
по специальности в стенах училища. Однако классов для самостоятельных
занятий всем не хватало, поэтому баянисты ухитрялись заниматься не
только в «свободных» классах, но и везде, где только можно (и даже там,
где нельзя): в кладовых, в подвале под ближней лестницей, на лестничных
площадках дальней лестницы, в спортивном зале, в раздевалке и других
подсобных помещениях. Но всё равно и этих помещений не хватало (ведь
только на моём курсе обучалось 12 баянистов). В тех случаях, когда
заниматься было негде, я очень любил со стороны наблюдать, как
постигают тонкости мастерства другие студенты.
Очень часто я присутствовал на самостоятельных занятиях Виктора
Мельникова. Мне было интересно, как он работает над разными видами
техники, как отрабатывает исполнение труднейших пассажей, как
заучивает произведения наизусть. Но особо поражало меня то, что
нередко параллельно с занятиями на аккордеоне он обыгрывал меня
в шахматы – причём «в слепую», то есть, не глядя на шахматную доску.
Сначала во время наших поединков у меня возникал спортивный азарт,
но вскоре он полностью иссяк: мне так ни разу и не удалось выиграть
у моего соперника...
Именно в исполнении Виктора Мельникова я впервые услышал многие
шедевры аккордеонной и баянной классики: Сонату № 2 для баяна
Н. Чайкина, Концертный триптих Ж. Кати, Поэму К. Мяскова и др.
Концерт Курта Мара он исполнял с легендарным в то время
оркестром баянистов, которым руководил Ю.Я.
Герасимов... Ни один серьёзный концерт народного
отделения не обходился без выступления В. Мельникова. Прекрасно
помню его блестящее исполнение Скерцо А. Холминова во время
выступления оркестра баянистов ТМУ в концертном зале
музыкально-педагогического института имени Гнесиных в 1971 году...
После окончания музыкального училища наши пути надолго разошлись.
Демобилизовавшись из рядов Советской Армии, Виктор поступил в
Воронежский государственный институт искусств, который закончил
в 1982 году в классе аккордеона профессора Брусенцева Юрия
Викторовича.
С 1988 по 1997 год Виктор Юрьевич вёл класс аккордеона во Владимирском
музыкальном училище. С 1997 по 1998 год был артистом Воронежской
областной филармонии. С 1998 года он творит в Детской школе искусств
№ 1 города Тулы. Именно творит...
Им создан педагогический ансамбль «М-класс», для которого он пишет
обработки и переложения и который является настоящим украшением
многих концертов и методических мероприятий. Делает инструментовки
для лауреата областных конкурсов школьного оркестра баянистов и
аккордеонистов (руководитель В.В. Пантыкин) и других школьных
коллективов. Аккомпанирует в классе хореографии, воспитывает
победителей международных конкурсов (Алексей
Воробьёв, Светлана Козина)...
Как совместитель В. Мельников работал и продолжает работать во
многих музыкальных коллективах города Тулы. Был солистом
муниципального ансамбля «Город Мастеров». Выступает в составе
ансамбля солистов Тульской областной филармонии имени И.А.
Михайловского, в составе ансамбля еврейской музыки «Алэвай».
Преподаёт специальность и дирижирование в Тульском колледже
искусств имени А.С. Даргомыжского. Принимал участие в записи
альбома В. Толкуновой «Мой Придуманный Мужчина». А ещё он
является членом региональной общественной организации «Объединение
тульских композиторов»...
Желаю Виктору Юревичу,
чтобы и после своего 65-летия он ещё многие годы продолжал радовать туляков
своим талантом!
Александр Белоусов,
Преподаватель класса баяна ДШИ № 1 города Тулы,
Председатель РОО «Объединение тульских композиторов»
На верхнем фото студенты
Тульского музыкального училища имени А.С. Даргомыжского
Николай Моргунов (слева) и Виктор Мельников (справа). Тула, март 1972 года.
На нижнем фото студенты Тульского музыкального училища имени
А.С. Даргомыжского
в первом ряду слева направо Юрий Бакулин, Александр Дружинин;
во втором ряду Николай Моргунов, Александр Серёгин, Александр
Белоусов, Виктор Мельников. Тула, март 1972 года.