Методические комментарии к Польке «Тра-та-та» Владимира Усачёва
Произведение:
Усачёв В. Полька «Тра-та-та». V. Usachyov. POLKA “TRA-TA-TA” //
Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона
и баяна: вып. 3 / сост. и исп. ред. Е. Лёвина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С. 8 – 9.
Методические комментарии:
Елена Шишина: В. Усачёв. Полька «Тра-та-та» // Аккордеон плюс:
концертные пьесы для аккордеона и баяна: вып. 3 / сост. и
исп. ред. Е. Лёвина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С. 63.
«Тульский композиторВладимир Петрович
УСАЧЁВ очень удачно стилизовал эту «Ретро-польку».
Произведение состоит из трехчастной репризной (с варьированной
репризой) формы со вступлением. Традиционна по приемам
изложения (в чем, наверное, и ее сильная сторона – ведь она знакомит
учащихся с классическим вариантом польки в эффектном красочном
изложении).
Как и все виртуозные сочинения, полька имеет определенные
технические трудности: тремоло мехом в ритме: 4 шестнадцатых,
2 восьмых – во вступлении и во второй половине репризы –
исполнение мелодии терциями, секстами, различными ритмическими
фигурами – и шестнадцатыми, и триолями, и пунктирным ритмом.
Достаточно технически сложен и аккомпанемент – скачки, басовые
ходы, игра баса при исполнении приема «тремоло мехом» и прочее.
Однако все эти технические трудности оправданы красотой, как
мелодической, так и аккомпанирующей линией звучания.
Исполнителю важно обращать внимание на отчетливое «туше», штрих
«стаккато» – при игре восьмыми, четвертями, штрих «нон легато» –
шестнадцатыми и триолями, легкое «сфорцандо» – при исполнении
первых долей тактов (подчеркивание танцевальности пьесы), выпуклое
строение музыкальных фраз, «предслышание» хода баса при ровной
метро-ритмической пульсации.
Полька «Тра-та-та» – великолепное концертное и конкурсное
произведение для средних классов музыкальных школ».
Шишина Елена Геннадьевна –
преподаватель класса баяна
Детской музыкальной школы имени М.М. Ипполитова-Иванова города Ростова-на-Дону.