Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Репортажи с концертов...
Статьи о баяне...
Мини словарь баяниста...
Баян: конкурсы...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...
Поиск по сайту:
ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Дивеево: чудеса исцеления
- Теория Большого взрыва: мифы и реальность
|
Сергей Галкин
Методические комментарии к пьесе Владимира Усачёва «Весёлый музыкант»
Произведение:
Усачёв В. Весёлый музыкант. V. Usachyov. CHEERY MUSICIAN //
Аккордеон плюс: концертные пьесы для аккордеона и баяна: вып. 3 /
сост. и исп. ред. Е. Лёвина.
– Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С. 33 – 61.
Методические комментарии:
Сергей Галкин: В. Усачёв. «Весёлый музыкант» // Аккордеон плюс:
концертные пьесы для аккордеона и баяна: вып. 3 / сост. и исп. ред.
Е. Лёвина. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С. 72 – 73.
«Яркая, энергичная, виртуозная пьеса написана замечательным
преподавателем из города Тулы Владимиром Петровичем
УСАЧЁВЫМ (1938 – 2005). Он творчески подходил к учебному
процессу, создавая для своих учеников небольшие сочинения, переложения,
аранжировки. Эти произведения удобны в исполнении, они насыщены
ясными, легко воспринимающимися мелодиями. Пьесы с удовольствием
исполняют как ученики, так и концертные исполнители, они получили
широкое распространение в среде баянистов и аккордеонистов.
Написанная для баяна, пьеса рисует яркую картинку образ музыканта-виртуоза,
который уверенно, легко «расправляется» с трудными «пассажами» и с
гордостью демонстрирует слушателям свое мастерство.
Пьеса написана в сложной трехчастной форме с чертами рондо (основная
тема повторяется четыре раза).
Основная тема изложена мелодическими арпеджированными фигурациями.
Очень удобная аппликатура (подряд чередуются 5, 4, 3, 2 палец) с
эпизодическим включением 1 пальца. В сплошном чередовании шестнадцатых
нот скрыта тема, которая должна выделяться лёгким ударом пятого пальца,
при этом надо чётко представлять себе прикосновение к каждой шестнадцатой
очень активными кончиками пальцев не используя «тяжелые» мышцы плеча
и предплечья. При повторении тема звучит октавой выше и разукрашена
синкопированными вставками аккордов. В качестве подводящего упражнение
я бы посоветовал поиграть основную тему аккордами, «собрав» четыре
шестнадцатых в аккорд, тогда вы четко услышите мелодию этой части.
Синкопированные аккорды исполняются акцентированно. Обязательно
предварительное натяжение меха перед аккордом.
Вторая тема не очень отличается от первой. Появляется только новый певучий
мотив из половинной и четвертной ноты (интонация «вздоха»), который
разнообразит музыкальную ткань. Его надо «обработать» движением меха,
ясно спеть. Следующее за этим повторение основной темы закрепляет
впечатление блестящего энергичного движения.
Середина произведения контрастна предыдущему музыкальному материалу.
Контраст тональности фа-мажор, ля-минор. Контраст фактурного изложения.
Контрастная мелодия, которая теперь носит протяжный характер. Структура
мелодии совершенно другая. Все эти особенности необходимо осознать,
проанализировать и найти выразительные средства и игровые движения,
чтобы воплотить это в звуке.
В фактуре середины четко прослеживаются три линии:
– мелодия (длинные распевные построения, которые изложены в основном
целыми и половинными длительностями);
– линия баса – повторяющиеся ритмические, синкопированные построения;
– аккорды аккомпанемента, которые распределены между правой и левой
клавиатурой. Эти чередования аккордов создают причудливый стереоэффект,
гибкий неповторяющийся ритмический рисунок аккордов очень оживляет
протяжную мелодию верхнего голоса. Но такая сложная богатая фактура
создает определённые сложности в исполнении. Для каждой линии
необходимо найти свои приёмы и выразительные средства.
Мелодия должна пропеваться красивым звуком, который достигается
«мягкой атакой» и «мягким снятием», а также плотным напряжённым
ведением меха, чтобы не «растерять» ни единой капли темы.
Бас должен опираться на метрическую сетку пьесы. При работе с басовым,
голосом мы должны чётко ощущать пульсацию сильных долей, несмотря
на синкопированность басовой линии.
Самое трудное: это суметь «привести к общему знаменателю» аккорды,
которые передаются из одной руки в другую, необходимо очень тщательно
выслушать и добиться одинаковой атаки и длительности аккордов.
Очень важно суметь точно совместить разные ритмические рисунки
которыми изложены эти три фактурные линии. На первый план выходит
координация и независимость рук. Хочется порекомендовать не спешить
соединять двумя руками середину произведения, а тщательно проработать
каждую линию, добиваясь ее идеального звучания и только потом, слушая
всю фактуру, не теряя контроля над каждой мелодией соединять.
Следующий эпизод представляет собой импровизацию на только что
прозвучавшую тему. Она легко угадывается в потоке шестнадцатых нот,
тем более что линия аккомпанемента в левой руке не изменилась.
Следующий эпизод связывает середину пьесы с репризой. Через ряд
секвенций и каскад синкопированных построений происходит возвращение
в первую тональность, и звучит сокращенная реприза.
Эта блестящая пьеса позволяет молодому баянисту познакомиться с
особенностями жанра эстрадной музыки, которая представляет собой
мощный пласт оригинальной музыки для баяна. В этой пьесе заложены
основы, на которых строится эстрадная и джазовая музыка. Она даёт
возможность молодому баянисту почувствовать себя виртуозом и
раскрыть в себе темперамент эстрадного исполнителя».
Галкин Сергей Сергеевич –
преподаватель класса баяна Ростовского колледжа искусств.
|