Белоусов А. Методические рекомендации к сборникам педагогического репертуара
В 2015 году А.В. Белоусовым было
издано два сборника педагогического репертуара для занятий с учащимися
младших классов по специальности баян (аккордеон):
В 2018 году им же была написана и представлена на областной конкурс работа
«Методические рекомендации к авторским сборникам педагогического
репертуара для занятий с учащимися младших классов ДШИ по специальности баян».
По результатам конкурса методической работе Александра Белоусова был
присуждён диплом лауреата I степени. Также работа получила рекомендацию
жюри к публикации. Впоследствии методические рекомендации к авторским
сборникам педагогического репертуара были опубликованы на сайте
Объединения центров развития культуры Тульской области в разделе Лучшие работы. Методическая
копилка 2018.
Об актуальности необходимости пополнения педагогического репертуара
I. Об актуальности необходимости пополнения педагогического репертуара
для занятий в классе баяна (аккордеона).
Педагогический репертуар является неотъемлемым компонентом любого
урока, любой методики обучения, любой образовательной программы.
Без наличия педагогического репертуара процесс обучения в детских
музыкальных школах, в детских школах искусств и в других учреждениях
дополнительного образования детей будет просто невозможен. Поэтому
наличие и правильный подбор соответствующего учебного и концертного
репертуара является фундаментом, на котором базируется весь процесс
музыкального обучения.
При этом многие педагоги, композиторы и методисты очень часто
поднимают вопрос о явном недостатке качественного педагогического
репертуара, который возникает при обучении игре на баяне и аккордеоне.
Например, композитор, музыковед, преподаватель, заслуженный работник
культуры России Н.А. Хотунцов в аннотации к нотному сборнику пьес
для баяна кировского педагога и композитора Александра Михайловича
Куклина пишет: «При жесточайшем дефиците современной музыки
учебного плана для баяна, который существует не только в Кировской
области, но и по всей стране, издание пьес талантливого, ищущего
педагога А.М. Куклина является актуальным и полезным...»
Известный тульский методист Л.А. Бондарева
так раскрывает причины, побуждающие педагогов музыкальных школ к
работе над созданием нового педагогического репертуара: «Наблюдения
за развитием педагогического процесса в Тульском регионе позволяют
выявить тенденцию, которая заключается в том, что многие ведущие
преподаватели по классу баяна-аккордеона в своих творческих поисках
всё чаще обращаются к композиторской деятельности. Это обусловлено
разными причинами.
Во-первых, баян является относительно молодым музыкальным
инструментом, а потому существует определённый дефицит
исполнительского и педагогического репертуара, который и пытаются
самостоятельно восполнить многие педагоги.
Во-вторых, музыкальный язык произведений, используемых в
учебном процессе, требует постоянного обновления, что крайне
важно для воспитания современного исполнителя.
В-третьих, обращение к композиторской деятельности позволяет
преподавателю решить совершенно конкретные задачи, связанные
с индивидуальными особенностями развития каждого учащегося».
Продолжая комментарии Л.А. Бондаревой, добавлю, что каждый педагог
детских школ искусств или детских музыкальных школ практически
ежедневно сталкивается с необходимостью подбора учебного репертуара
не для одного, а сразу для полутора десятков учащихся своего класса,
которые обучаются в школе довольно продолжительный период времени
(5 – 9 лет), которым в течение учебного года необходимо выучить иногда
до двух десятков самых разнообразных произведений и которые имеют
совершенно различный уровень психологического и физиологического
развития.
Особенно остро проблема подбора педагогического репертуара стоит
перед преподавателем в классе баяна и аккордеона на начальном этапе
обучения детей младшего школьного и дошкольного возраста.
Проблема «жесточайшего дефицита» педагогического репертуара для
баяна
является очень актуальной в любом регионе. Поэтому с одной стороны педагоги-практики
постоянно находятся в поисках (в подборе) необходимого для учебного процесса
педагогического репертуара, а с другой стороны педагоги-композиторы постоянно
стараются восполнить упомянутую выше нехватку учебного материала...
Практика показывает, что годы идут, а всё та же проблема при занятиях
в классе баяна и аккордеона остаётся...
Методические рекомендации к «Детской сюите для баяна № 2» Александра Белоусова
II. Методические рекомендации к нотному сборнику «Белоусов А.
Детская сюита для баяна № 2».
Основная задача, которую ставил автор при написании Детской сюиты
№ 2, – это формирование у учащегося интереса к её исполнению.
Одновременно с возникновением у юного музыканта интереса к
разучиванию конкретного произведения должны решаться и определённые
инструктивные задачи: это освоение новых и закрепление ранее
приобретённых исполнительских навыков и умений.
- На верхнем фото – Титульный лист методической
работы А. Белоусова «Методические рекомендации к авторским
сборникам педагогического репертуара для занятий с учащимися
младших классов ДШИ по специальности баян». Тула, 2018 год.
- На нижнем фото – диплом лауреата 1 степени, которым был награждён
А.В. Белоусов по результатам Областного конкурса методических работ.
Тула, 2018 год.