Газарян С.С. Близкие родственники

Тульский баян Родина

В гостях у Александра Белоусова

Отчего, отчего, Отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста /М. Матусовский/


Меню

Главная страница...
Карта сайта...
Музыка для баяна...
Нотная галерея...
Биографический словарь...
Тула баянная: Фотоархив...
Клуб авторской песни...
Народные новости...
Фоторепортажи...
Статьи о баяне...
Методические комментарии...
Мини словарь баяниста...
Положения конкурсов...
Конкурсы: Итоги...
Биография А. Белоусова...
А. Белоусов в Интернете...
А. Белоусов: Фотоальбом...
Публикации А. Белоусова...
Музыка А. Белоусова...
Ученики: Фотоальбом...
Наше народное «хи-хи!»...
Объединение тульских композиторов...
Каталог сайтов...
Информация о сайте...
Гостевая книга...
Обратная связь...



Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
- Преподобная Александра Дивеевская: Житие
- Куклин Александр Михайлович: биография


Газарян С.С. Близкие родственники


Продолжение. Предыдущая статья Газарян С.С. На разные голоса.

Фисгармония: https://a-v-belousov.narod.ru/ Почти одновременно с ручной гармоникой появилась фисгармония. В ней тоже сочетаются язычки, мех и клавиатура, но это комнатный инструмент, ни в каких уличных гуляниях он участвовать не может. Первые фисгармонии делали, правда, небольшими, но все же их приходилось устанавливать на полу или водружать на специальный треножник. Воздух на язычки подавался мехом, который музыкант приводил в движение ногами – ступнями или коленями. Клавиатура была фортепианной и располагалась горизонтально, музыкант сидел за фисгармонией точно так же, как и за фортепиано.

Едва появившись на свет, фисгармония начала быстро прибавлять в весе и росте, и уже к середине прошлого века стали строиться довольно громоздкие инструменты. По числу клавиш они почти сравнялись с фортепиано, а кроме того, обзавелись дополнительными регистрами и получили возможность варьировать тембр.

Многие думают, что фисгармония – это инструмент, который давным-давно принадлежит истории. Почему-то так получилось, что само название сразу же напоминает быт купцов средней руки и мелких чиновников. Но это заблуждение. Фисгармонию в эпоху ее расцвета любили многие большие музыканты, а кое-кто отдавал ей предпочтение перед фортепиано. Не забыта фисгармония и в наше время: еще несколько лет назад ленинградская фабрика «Красный партизан» выпускала органолы, а ведь это та же фисгармония, сменившая имя. Фортепианная клавиатура, звучащие язычки, и только воздух нагнетается не ногами, а более современно – электромотором с крыльчаткой. Удобные, компактные, недорогие ленинградские инструменты сохранились у некоторых любителей музыки до сих пор. Кто знает, не возродится ли когда-нибудь интерес к фисгармонии, поколебленный появлением доступных домашних электроинструментов с фортепианной клавиатурой, как возродился в свое время интерес к гитаре.

Еще одна близкая родственница ручной гармоникигубная гармошка. Собственно, уже тот самый первый инструмент для настройки органа, придуманный Фридрихом Бушманом и еще не снабженный мехом, был губной гармоникой. Доведя число язычков до пятнадцати, Бушман стал играть на этом инструменте. Но, как и ручную гармонику, совершенствовали его другие. Девятнадцатилетний Христиан Месснер, ученик суконщика из немецкого города Троссингена, настолько улучшил губную гармонику, что все дальнейшие усовершенствования касались лишь деталей, а не принципа.

Губная гармоника – очень простой инструмент. Полтора-два десятка язычков приклепаны к цельной металлической рамке с проемами, и все это заключено в деревянный корпус с каналами для воздуха, идущими к каждому язычку. Ни клавиатуры, ни клапанов, ни резонаторных камер губная гармоника не имеет. Звучание у нее негромкое, но довольно приятное, а в дуэте с какимнибудь аккомпанирующим инструментом, например гитарой, она звучит весьма привлекательно.

Вы помните, что ручная гармоника очень быстро прижилась в России и стала здесь народным инструментом. А вот губная гармоника так и осталась для нас иностранкой. В западных странах каждый год выпускаются и продаются десятки миллионов этих инструментов, а у нас спрос на них так низок, что налаживать собственное производство нет никакого смысла.

Любопытный курьез: одна западная фирма построила для рекламы губную гармонику длиной в два метра. Играли на ней сразу пять музыкантов, образуя квинтет, в распоряжении которого был один-единственный инструмент.

Губная гармоника, в свою очередь, обрела родственницу, когда к ней приделали клавиатуру. Теперь не нужно было вдувать воздух в каждый канал отдельно, то есть подавать к каждому язычку. Дули в этот инструмент так же, как в духовой, а с помощью клавиатуры управляли клапанами, открывавшими доступ к язычкам.

И если на губной гармонике нельзя было заставить одновременно звучать далеко расположенные друг от друга язычки, то клавиатура позволила брать и широкие аккорды. Новый инструмент именуется по-разному в зависимости от типа клавиатуры, кнопочной или фортепианной, но мы упомянем лишь самое распространенное название – мелодика. Как и губная гармоника, мелодика редко появляется на эстраде, в основном этот инструмент используется для домашнего музицирования.

Гармошка, баян, аккордеон, фисгармония, губная гармоника, мелодика. Трудно поверить сейчас, что этот обширный, именитый род еще в начале прошлого века не существовал вовсе...

Источник информации: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 50 – 52.

На фото фисгармония – экспонат мемориального музея Н.И Белобородова. Тула, 1 апреля 2004 год.

Далее следует статья Имханицкий М.И. Появление баяна в России.




© Белоусов А. В., 2007 – 2024

Страница создана 04.09.2014. Последнее обновление 04.06.2024. При использовании материалов сайта ссылка на https://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна